Главная тема Корана – обязательный намаз (салят). Намаз установлен после мираджа или был до него?
Вопрос: Обращаюсь к вам с просьбой. Вы знаете, что хадиситы утверждают, что если бы не было сунны Посланника, то мы бы не поняли Коран, а также не смогли бы правильно совершать намаз.
Следовательно, все сводится опять же к сунне Посланника и хадисам, а Коран, как всегда, непонятная книга, в которой даже намека нет о том, как правильно совершать намаз, сколько ракятов и сколько времен намаза и т.д.
Одним словом, тема о намазе в хадиситских кругах, как вы знаете, является основной, которая якобы ставит Коран в тупик, а сунну Посланника выводит на первый план. А когда мы говорим хадиситам, что в Коране упоминается обо всем, тогда они уже нас загоняют своими вопросами в тупик. Не могли бы вы дать этому ответ по Корану. Ибо тема о намазе показывает, что хадиситы возможно правы. А если вы сделаете видео, то это будет очень кстати. Пусть Аллах поможет вам в вашем труде. Спасибо.
Отвтет: Благодарю вас. Тема о намазе – это одна из важных тем. А чтобы понять ее, нам следует обратиться к Корану. В Коране представлено множество аятов, которые помогут нам понять эту тему.
Скажу сразу, если тему о намазе не пересматривать по Корану, тогда у мусульман будут бесконечные вопросы, на которые будут давать, опять же неадекватные ответы. Следовательно, те доказательства из Корана, которые будут здесь представлены, не понравятся хадиситам-традиционалистам. Потому что, аяты нарушают их сложившуюся традицию. Мы постарались найти «ложные истины» в теме о намазе, и поверьте мне, их немало, ибо Коран разоблачает все лживое и недостоверное. Аллах говорит так:
«(О, Мухаммед!) Скажи: «Явилась истина и сгинула (придуманная вера) ложь. Воистину, ложь обречена на погибель. Мы ниспосылаем в Коране то, что для уверовавших является исцелением и милостью. А у беззаконников это не прибавляет ничего, кроме убытка» (Исра 17/81).
Ложь, которую скрывают под темой о намазе, заключается в том, что такое великое поклонение как намаз, Посланнику было дано якобы вовремя мираджа, которое состоялось за год до переселения из Мекки в Медину. И по возвращении с мираджа Посланник поспешил оповестить мусульман с тем, что теперь всем нужно совершать обязательный намаз…
Так вот, то, что намаз не был дан Посланнику в мирадже, на это указывает большое количество аятов. И так кажется, что эти аяты мусульманам намеренно не показывали и категорически запрещали читать их на родном языке, чтобы верующие случайно не поняли аяты и не узнали правду. В голове не укладывается одно, как такое можно срыть от мусульман, да еще и 1440 лет, когда Коран является одним из самых читаемых книг в мире со дня его ниспослания. Оказывается, можно, если вы, заставите всех читать Коран только на арабском, и строго настрого запретите его переводить на другие языки.
Итак, прежде чем мы представим аяты, вспомним хадис о мирадже, из-за которого хадиситы-традиционалисты утверждают, что намаз для мусульман стал обязательным за год до хиджры, а до этого якобы не было никакого обязательного намаза. Я не буду входить в подробности этого хадиса, каждый сам сможет прочитать его. Так вот, по традиции, именно после этого хадиса мы и начали совершать пятикратную молитву-намаз.
Напомню, что в качестве слова салят я буду применять слово намаз. Да, слово намаз является персидским, но оно полностью указывает на тот процесс в Коране, который Аллах называет икаметус-салят. Поэтому там, где в аяте проходит выражение икаметус-салят – это уже открытое указание на совершение намаза. А в тех аятах, где проходят слова салят или саляват, там их нужно будет понимать и переводить уже по контексту.
Например, в аяте говорится так: «Берегите ваши намазы (салаваты) (совершайте их вовремя)! И средний намаз тоже (салятиль-вуста). И стойте перед Аллахом смиренно» (Бакара 2/238). Одним из значений слова салят является дуа, а в приведенном аяте во множественном числе проходит слово салават и салятиль-вуста, и не перед одним из этих слов нет глагола икаме. В этом случае, надо переводить уже по контексту и соответственно этому, у аята будет смысл не дуа, а намаз. Потому что не логично переводить: «берегите ваши дуа, и средний дуа тоже», ибо тогда возникнут вопросы, что а значит беречь дуа и средний дуа тоже? Поэтому, чтобы избежать этих ненужных вопросов, следует переводить по контексту аята.
Другие значения арабского слова салят, слово намаз не поддерживает. Поэтому нет ничего плохого, если мы будем называть процесс поклонения икаметус-салят – совершением намаза. Если мы найдем исключительно тюркское выражение к икаметус-салят, тогда мы внесем его в обиход. А пока не нашли, тогда извольте уже пользоваться тем, что есть. Так вот, эти два словосочетания вместе, проходят во многих мекканских сурах, а это говорит о том, что Аллах в мекканский период ниспослания Корана, упоминал о совершении обязательного намаза.
Намаз – это общепринятое слово среди тюркоязычных народов. Да, оно еще напоминает и слово намасте на индийском, но это лишний раз говорит о том, что у индусов тоже был посланник, который совершал тот же намаз, который совершали все посланники и их народы. Но почему-то некоторые товарищи, по незнанию, связывают происхождение слова намаз и намасте с зароострическим ширком (огнепоклонством)…
То, что они так думают, это их право. Например, Веды (Знание, Учение) – это священное Писание Аллаха индусам (см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Веды), которые также являются людьми Писания. Да, возможно в Ведах многое было изменено человеком, но бόльшая часть в отдельных элементах, касательно намасте, напоминает известное поклонение салят, которое мы мусульмане сегодня совершаем. Конечно, индусы изменили свой намасте и поэтому сегодня он отличается от нашего намаза только действиями.
«Намасте́ (санскр. नमस्ते, namaste IAST) – это индийское и непальское приветствие, произошедшее от слов «намах» – поклон, «те» – тебе. Намасте как жест представляет собой соединение двух ладоней перед собой. В широком смысле означает: «Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе» – то есть уважительное преклонение и прославление Всевышнего, божественной сущности мироздания, частичкой которого является человек, признание единства и вечной духовности всего сущего, согласно имеющимся традициям» (см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Намасте).
Иудеи и христиане тоже изменили этот древний намаз. Но, кроме иудеев, христиан и мусульман в Коране говорится и о народе сабии. «Сабии – это древняя религиозная группа, упоминаемая в Коране как принадлежащая к людям Писания наряду с иудеями и христианами. Слово «сабии» имеет арамейское происхождение и в арабском языке употреблялось в значении людей, обратившихся из одной религии в другую…» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Сабии).
Так вот, эти сабии (см.: https://islam-today.ru/veroucenie/vopros-otvet/kto-takie-sabei/), у которых есть две священные книги – Гинза (сокровище) и Коласта (восхваление), сегодня совершают намаз примерно также, как и мы мусульмане. Следовательно, когда Аллах избрал Мухаммеда (ас) посланником для своей общины, то он уже знал о намазе и совершал его. Но Посланник совершал свой намаз как ханифы (единоверцы), которые жили в Мекке. И этот намаз, который совершал Посланник, на арабском был салятом.
Сегодня мы совершаем именно тот намаз, который совершали эти ханифы-единоверцы, Посланник и последующие поколения. Но в Мекке были и мушрики, которые тоже совершали намаз, который также называется салятом, хотя их намаз не имел ничего общего с намазом Посланника и других верующих. Вот что говорится о намазе мушриков в Коране:
«Их намаз (салят мушриков) около Дома (каабы) состоял всего лишь из посвистывания и хлопанья в ладоши. Вкусите же теперь мучения за то, что вы были отвергающими аяты (кяфирами)» (Анфаль 8/35).
Естественно, Посланник не совершал такой намаз, который совершали мушрики. Здесь следует сказать, что нам Посланника представляют не таким, каким он был на самом деле. Ведь вся курайшитская родня Посланника, а в частности хашимитская ветвь, были настолько уважаемые и знатные люди, что управляли Меккой, организацией хаджа, паломников. Они отвечали за жертвоприношения в месяц хаджа, за размещение паломников, за ночлег, за пропитание, за торговлю и прочие дела. А нам только показывали плохую сторону Мекки, то что там жили одни мушрики и повсюду разгуливал джахилизм.
В Мекке, кроме всего прочего, жили еще и мусульмане-муваххиды, т.е. ханифы-единобожники. Эти люди были последователями религии Ибрагима и Исмаила, а род Посланника Мухаммеда идет именно по этой ветви. Поэтому в Мекке были люди, которые говорили Ля иляха ильллах, совершали намаз, давали закят и совершали хадж, на основе предписаний ниспосланных Посланнику Ибрагиму.
Например, супруга Посланника Хадиджа, была нравственно-воспитанной женщиной, которая до сорока лет была вдовой. У нее был дядя Варака бин Навфаль (см.: https://islamansiklopedisi.org.tr/varaka-b-nevfel), который читал Таврат и Инджиль, и по аятам из этих книг знал, что Аллах направит еще одного Посланника по имени Ахмад.
Мекканское общество, в котором вырос Мухаммед (ас) было контрастным. Там жили мушрики, мусульмане, иудеи, христиане и сабии. Возможно, что какие-то моменты были утрачены, но в основе намаза, все было всегда одинаковым, ибо эти люди тоже совершали намаз. Вспомним аяты, в которых говорится:
«О, сыны Исраила! Вспомните мою милость, которую Я оказал вам (когда вывел вас из египетского рабства) и будьте верны завету со мной, тогда и Я буду соблюдать завет с вами. Бойтесь только меня! И уверуйте в то (Коран), что Я ниспослал в подтверждение тому, что есть у вас (Таврату), и не спешите отвергнуть это (Коран) раньше всех. Не продавайте мои знамения за ничтожную плату. И бойтесь только меня! И не облекайте истину ложью, чтобы скрыть истину, в то время как вы знаете ее! А также, совершайте намаз (акимус-салят) и выплачивайте закят и кланяйтесь (делайте руку) вместе с поклоняющимися. Неужели вы будете повелевать людям добро (истину, благочестие), забывая о самих себе, в то время как вы читаете Писание? Неужели вы не образумитесь? И просите помощи у Аллаха с терпением и в намазе. Ибо это (терпение и намаз) очень сложно, но не для смиренных (богобоязненных), которые убеждены, что они встретят своего Господа и что они к нему вернутся» (Бакара 2/40-46) (см.: 2/83, 153, 5/12, 14/35-40, 19/31, 54-55, 20/14, 21/73, 31/17, 98/4-5).
Как видим, в этих аятах говорится о предписании и об элементах обязательного намаза. Сынам Исраила, то есть евреям намаз также был предписан, как и арабам, во время ниспослания Корана. И видимо до ниспослания Корана, намаз евреев потерпел некоторые изменения со стороны своих раввинов, что привело к тому, что Аллах упоминает в Коране о временах намаза, о его неизменных основах, о его обязательности, о двух ракятах обязательного намаза в пути и при сражении. Но Аллах нигде не упоминает о полном количестве ракятов всех пяти времен намаза.
Поэтому, когда Мухаммед (ас) спустя годы своего посланничества сказал о намазе, что: «Совершайте намаз так, как совершаю его я!» (см.: Бухари, «ас-Сахих», № 917 и Муслим, «ас-Сахих», 2040–134), это значит, что Аллах исправил некоторые детали и указал на них в Коране. Поэтому, то что там указано, это и есть исправления, а то что не указано, все это осталось одинаковым.
А теперь предлагаю вам аяты, в которых говорится о том, что Посланник с самого начала совершал обязательный намаз. Аллах говорит так:
«(О, Мухаммед!) Не взывай к другим богам помимо Аллаха, а не то окажешься в числе подвергнутых мучениям. Возвести своих самых близких родственников! Опусти свое крыло (милосердия) перед верующими, которые следуют за тобой. Если же они ослушаются тебя, то скажи им: «Я не причастен к тому, что вы совершаете». Уповай на Могущественного, Милосердного, который видит тебя, когда ты стоишь (в ночном намазе), и передвигаешься между падающими ниц. Воистину, Он – Слышащий, Знающий» (Шуара 26/213-220).
Странно, но почему-то традиция, умалчивает об этих открытых аятах. Ведь это аяты, которые указывают на призыв (дават) Посланника. Как так получается, что во всех ранних мекканских аятах Корана говорится о намазе, а традиция утверждает, что намаз был узаконен только после мираджа? Ведь в аяте четко видно, что говорится о том ночном намазе, который для Посланника был обязательным (это сура Исра 79-й аят), а для верующих – нет.
Например, в суре Аляк, которая является ранней мекканской сурой, говорится следующее:
«Читай (творения) именем Господа твоего, это Он сотворил! Сотворил людей зависимыми друг от друга. Читай! Господь твой – самый великодушный! Это Он научил (письму) с письменной тростью. Научил человека (Адама) тому, чего он не знал. О, нет! Человек всё равно нарушит границы дозволенного, когда он видит, что ни в ком не нуждается! Но как бы то ни было, всем предстоит встретиться со своим Господом. Видел ли ты состояние того, кто препятствует служителю (рабу) Господа, когда тот исполняет свое задание (салят, намаз)? Как ты думаешь, а вдруг он находится на верном пути? А вдруг он призывает к предостережению от греховного? Как ты думаешь, а вдруг он (препятствующий) считает ложью истину и отворачивается от нее? Разве он не знает, что Аллах видит его? О, нет! Если он не перестанет, то Мы схватим его за чёлку (хохол)! За лживую, грешную чёлку! Он может позвать своих помощников (если сможет). Мы же позовем стражей ада! О, нет! Не повинуйся ему, а падай ниц перед Аллахом и будь близок только к Нему (одному)!» (Аляк 96/1-19).
Как мы знаем, пять первых аятов этой суры, были первым ниспосланием Аллаха своему Посланнику. Но далее, в суре говорится о намазе и о саджда (о земном поклоне). Подчеркну, что упоминание Аллахом о намазе и его элементах в ранних мекканских аятах говорит о том, что в мекканском обществе такое поклонение как намаз, имело место. Кто-то совершал его правильно, а кто-то может быть и нет. Но нам важно то, что сам процесс намаза как поклонения, был в том обществе, и этот намаз был таким же, каким мы его совершаем сегодня с вами. Все основы и условия намаза остались прежними, какими они были во все времена, начиная от посланников Адама, Идриса, Нуха, Люта и Ибрагима, Исхака и Исмаила, Мусы и Харуна, Давуда и Сулеймана, Закарьи и Яхьи, Исы и Мухаммеда (мир им).
Поэтому, когда мы говорим, что совершаем тот намаз, который совершали все эти посланники, мы имеем ввиду, что намаз – это древнее поклонение, которое ничуть не изменилось в основе и дошло до наших дней.
А теперь приведем аяты, которые дадут нам общую информацию о намазе. Например, в суре Маун, которая является также одной из ранних мекканских сур, описывается состояние лицемеров (мунафиков), небрежно относящихся к своим намазам. Аллах говорит так:
«(О, Мухаммед!) Видел ли ты того, кто считает ложью религию? Это – тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить нуждающегося. Горе же тем совершающим намаз, которые пренебрежительно относятся к своим намазам (салятам), которые делают вид (показуху) и отказывают (нуждающимся) даже в малом пожертвовании!» (Маун 107/1-7).
Далее, в суре Инсан, которая также является одной из ранних мекканских сур, Аллах повелевает своему Посланнику совершать намаз в определенных отрезках времени, чтобы поминать Его имя.
«Поминай имя твоего Господа утром и перед закатом, а также ночью. Падай ниц (делай саджда) пред Ним и славь Его в самой длинной части ночи» (Инсан 76/25-26).
В этом аяте говорится о намазе, но не о том, что Посланник сидел ночами и на словах прославлял Аллаха. Разве можно сказать, что Посланник не знал о намазе? А этот аят открыто указывает на намаз, как повеление Аллаха своему Посланнику. Следовательно, совершать тот известный намаз, который ему повелевает Аллах, является для Посланника обязательным (фардом). И пусть теперь традиционалисты-хадиситы скажут, что до мираджа обязательного намаза не было…
Идем дальше. В следующих аятах мекканской суры говорится так:
«Другие же лица в тот день будут омрачены. Они будут думать о том, что их поразит беда. Но нет! Когда она (душа) достигнет ключицы, будет сказано: «Кто же прочтет (то, что избавит его от смерти)?». И тогда он (умирающий) поймет, что наступило расставание. И (перед смертью) его голень сойдется с голенью. А в тот день (воскресения из мертвых) его приведут к твоему Господу. Он не уверовал (в Коран) и не совершал намаз (салля). Напротив, он счел это ложью и отвернулся. А затем горделиво отправился к своей семье…» (Киямат 75/24-33).
Как видим, этим аятом Аллах предупреждает людей, чтобы они уверовали в Коран и совершали всем известный обязательный намаз, ибо в день суда за это будет явный спрос. Думается, что, если бы до мираджа не было обязательного намаза, тогда Аллах не упоминал бы о намазе в период мекканских аятов. И что интересно, многие аяты связанные с совершением намаза и выплатой закята, касаются именно мекканского периода. А в другой ранней мекканской суре Муддассир говорится следующее:
«Кроме людей, находящихся по правую сторону. Они будут в раю. (Обитатели рая) издали спросят у грешников: «Что вас ввело в адский огонь?» Они ответят: «Мы не были из тех, которые совершали намаз! Мы не кормили бедняков! Мы занимались словоблудием вместе с болтунами! Мы считали ложью судный день, пока к нам не явилась смерть (убежденность)!» (Муддассир 74/39-47).
Опять же, мы видим, как обитатели рая спрашивают у обитателей ада, за что они попали туда, а те им отвечают, что были из тех, которые не совершали намаз… Получается, что, и в этой мекканской суре Аллах предписывает людям совершать обязательный намаз, ибо за не совершение его, люди будут попадать в огонь ада. Если Аллах предписывает намаз в ранний мекканский период, тогда кто может сказать, что до мираджа этого предписания не было? Разве можно хадис о мирадже делать определяющим хукмом обязательного намаза?
Мы уже не говорим о той части хадиса, где Посланник Мухаммед отчитывается у Посланника Мусы (мир им). Разве Посланнику позволительно торговаться с Аллахом, чтобы Он снизил количество времен намазов в сутки? Это что за выдумка, показывающая Посланника Мусу умным и сообразительным, а Посланника Мухаммеда глупым торгашом. Кто посмел сделать из Посланника Мухаммеда посмешище, а из Посланника Мусы – гения, который даже лучше Аллаха понимал, что умма Мухаммеда не сможет совершить намаз в пятьдесят времен за сутки. Якобы Аллах этого не знал, а вот Посланник Муса знал, поэтому отправлял Посланника Мухаммеда к Аллаху на открытые торги по сокращению времен намаза. А перед каждым возвращением Посланник Мухаммед отчитывался Посланнику Мусе, на что, тот говорил: «Ступай к Аллаху и еще раз попроси, чтобы Он сократил времена намазов».
Если представить, что Аллах, Мухаммеду сокращал времена намазов по пять времен за ходку, то бедный Посланник сделал аж девять ходок. И в последний раз, когда он возвращался с ходки, его снова повстречал Посланник Муса и спросил: «А сколько на этот раз Аллах сократил?». На что Посланник Мухаммед ответил: «На пять времен». Тогда Посланник Муса сказал: «Моей умме было тяжело совершать пять времен намаза, и твоей умме тоже будет тяжело, поэтому иди и проси Аллах, чтобы Он еще чуть-чуть сократил». На что Посланник Мухаммед не согласился, потому что десятый раз идти к Аллаху, ему уже не позволяла совесть.
Представьте в ту ночь бесконечную работу лифта, который на арабском называется «мирадж» и состояние Посланника Мухаммеда, который поднимался до Аллаха и опускался до Мусы. А ведь в этот хадис наглухо верят многие мусульмане. Просто уму не постижимо.
Идем дальше. В следующей суре Муззаммиль, Аллах говорит так:
«(О, Мухаммед!) О, закутавшийся! Простаивай (в намазе) ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того. И читай Коран размеренным чтением… Воистину, твой Господь знает, что ты и часть тех, кто с тобой, простаиваете менее двух третей ночи, или половину ее, или треть ее» (Муззаммиль 73/1-4, 20).
Ну а теперь, что скажут традиционалисты-хадиситы, все как на ладони. Как видим, и Посланник совершал намаз и сподвижники тоже. Как так получается, что аят был ниспослан до мираджа, а по хадису, мусульмане еще не должны были совершать намаз? О каком бы намазе здесь речь не шла, все равно ясно и понятно, что намаз был до ниспослания Корана. Поэтому людям были известны и ракяты, и времена намазов, и его основы. Вот поэтому в Коране не говорится о четырех ракятах обеденного намаза и о четырех ракятах после обеденного, о трех ракятах вечернего и четырех ракятах после вечернего намаза, а также не говорится о двух ракятах утреннего намаза. А все остальное говорится…
А в суре Джинн говорится о мечетях, как о местах поклонения Аллаху. Интересно, но традиционалистов не смущает то, что в ранний период ниспослания Корана, Аллах говорит о таких местах совершения намаза.
«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом. Когда служитель (раб) Аллаха (Мухаммед) встал, обращаясь с мольбой к Нему, они (джинны) столпились вокруг него в сильной давке. (О, Мухаммед!) Скажи: «Я взываю только к своему Господу и никого не приобщаю в сотоварищи к Нему». Скажи: «Я не в силах навредить вам или наставить вас на прямой путь». Скажи: «Никто не защитит меня от Аллаха, и мне не найти убежища, кроме как у Него. Мне остается лишь доносить истину от Аллаха и Его послания. Кто же ослушается Аллаха и Его Посланника, тому уготован огонь ада, в котором они пребудут вечно» (Джинн 72/18-23).
Как видим, Аллах говорит о мечетях. Значит у Посланника и его сподвижников было место, помимо каабы, где они могли спокойно совершать намаз и читать Коран. Получается, что раз были мечети, тогда был и обязательный намаз. Все логично, ну а по хадису, намаз и мечети не должны были существовать до мираджа.
Далее Аллах говорит:
«Они те, которые бережно сохраняют доверенное им и соблюдают договоры! Они те, которые поистине стойки в своих свидетельствах! Они те, которые бережно относятся к своим намазам (салятам)! Вот они и есть те, кому будет оказано почтение в райских садах» (Мааридж 70/32-35).
Снова мекканская сура и снова аяты, в которых говорится о намазе и о тех, кто искренне совершает обязательное поклонение – намаз. Аллах хвалит тех, кто совершал намаз, не бросал его и бережно относился ко всем его основам. За такое отношение им будут даны райские сады. Аллах обращается с этим обещанием ко всем мусульманам, и к ранним, и к поздним. Потому что, это общее условие при соблюдении предписания Аллаха, и оно касается всех от Адама и до последних людей до конца света.
А теперь представляю вам другие аяты Корана, которые также считаются ранними мекканскими, и там снова говорится о намазе.
«(О, Мухаммед!) Ожидай решения твоего Господа с терпением, ведь ты – у нас на виду. А когда пробудишься ото сна, тогда поклоняйся (в намазе) своему Господу (прославляй Его). И поклоняйся Ему (совершай намаз) среди ночи и при исчезновении звезд» (Тур 52/48-49).
«(О, Мухаммед!) Читай вдумчиво все, что ниспосылается тебе в этом Писании, и совершай намаз (акимис-салят). Воистину, намаз (салят) оберегает от мерзких поступков и предосудительного. А самое важное – это познать знание Аллаха (Коран). Аллах знает, что мы совершаем!» (Анкабут 29/45).
«Та! Син! Это – аяты Корана и ясного Писания. Верное руководство и благая весть для верующих и надеющихся на Аллаха, которые совершают намаз (юкимунас-салята), выплачивают закят. И они убежденно верят в последнюю жизнь» (Намль 27/1-3).
Как видим, все аяты открытые и ясные. И в них снова говорится о том обязательном намазе, который был изначально, до Корана. Получается, что намаз совершался определенными людьми Мекки еще до рождения Посланника Мухаммеда (ас). Следовательно, молодой Мухаммед вырос в таком обществе, где и научился от своих родных и близких намазу и другим поклонениям, описанным в Коране. И с моментом посланничества и ниспослания аятов Корана, Посланник Мухаммед (ас) уже был подготовленным к великой миссии.
А в следующем аяте говорится так:
«О, сын мой! Совершай намаз (акимис-салят), повелевай (по решениям в аятах) совершать одобряемое, запрещай предосудительное (что противоречит этим решениям) и с терпением относись ко всему, что постигает тебя (будь стойким). Воистину, это дела, в которых надлежит проявлять решимость» (Лукман 31/17).
В завершении скажем, что в Коране есть еще много подобных аятов, которые опровергают традиционно-хадиситскую эпопею о мирадже. А то, что намаз стал обязательным сразу после мираджа, и до этого мусульмане якобы блуждали в пустоте, не зная о намазе, это вообще ни в какие рамки.
Поэтому Лукман учил своего сына намазу не по хадисам или Корану, а учил потому, что это обязательное предписание Аллаха, которое обязаны совершать все мусульмане. Лукман как отец, должен был научить сына этому поклонению и другим предписаниям Аллаха.
Теперь вы понимаете, почему я сделал два видеоролика с названиями: «Намаз, которому я научился от родителей!» и «Намаз, которому я научился не по мазхабам и хадисам!..» (https://www.youtube.com/watch?v=cGR4AamTVlA&list=PLWsVlKnNOhIg6sDR3s8MqUIq6yfgDmKl3&index=1). Но личности, которые не имеют определенного уровня развития и понятия, стали обвинять меня.
Итак, повторим еще раз ту формулу, которую я повторяю многократно. Намаз – это древнее поклонение, которое совершали все посланники и их народы, но только те, которые уверовали в них и были на пути Аллаха. Поэтому намаз не менялся от посланника к посланнику или от общества к обществу. В этом отношении намаз – для всех одинаковый. Если Аллах говорит: «Совершайте намаз и выплачивайте закят» всем посланникам, тогда это универсальное поклонение, которое одинаково предписано всем народам…
Ваш комментарий