ФАТВА

Отношение мусульман к новому году!

Отношение мусульман к новому году!

 Р. Васипов

Сегодня я хотел бы поговорить о таком дне календаря, который называют Новым Годом. Для этого мы должны вспомнить историю происхождения Нового года, историю возникновения рождественской елки и многое другое. Поэтому не переключайтесь, будет интересно!

В этом видео я не буду говорить, что отмечать Новый год – это харам, и не скажу, что это халяль. Потому, что харамы и халяли устанавливает только сам Аллах! Он говорит так: «Не возводите навет на Аллаха и не говорите своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно!». Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха» (Нахль 16/116).

Я лишь представлю вам информацию, а решение будете принимать каждый сам за себя. Таким образом из приведенного материала в видео каждый извлечет себе пользу и сделает свой собственный вывод и выбор.  Поэтому главное, это дослушать до конца.

Как автор видео я скажу, что ни я ни моя семья категорически не отмечаем этот праздник. Это мое решение и оно связано только с моим вероубеждением. А поскольку я глава своей семьи, то и они не отмечают Новый год.

Напомню, что я считаю себя обычным мусульманином, потому что так в Коране нарек меня Аллах. Я обычный мусульманин, который старается жить по Корану и исполнять предписания Аллаха по силе и возможностям. Это мое решение никак не связано с идеями мазхабизма, сектантсва, шиизма, суннизма, салафизма, суфизма и прочих течений и вероотступлений, которые отошли от истинного, коранического ислама. Как я уже сказал, это связано с вероубеждением, которое основывается на истинах Корана…

Итак, в преддверии Нового года к нам поступило много вопросов, где верующие интересуются дозволенностью или недозволенностью празднования Нового года. Многие мусульмане выражают свою обеспокоенность и растерянность в том, что слышат от богословов по этому вопросу. Ибо многие из них говорят, что Новый год – это праздник идолопоклонников и является ширком, поэтому мусульманам его праздновать категорически харам!

А многие утверждают, что в этом празднике нет ничего общего с ширком, поэтому если не пьянствовать и не дебоширить, то этот праздник мусульмане вполне могут отмечать и не думать о том, что это харам! Кто-то из них радикально подходит к этому вопросу, а кто-то лояльно и с толерантностью. Кто-то рассуждает в рамках Корана и хадисов, чтобы сохранить основные ценности ислама и мусульманского общества. А кто-то в рамках своего благополучия и местоположения в государстве, призывает мусульман к терпимости и утверждает, что в праздновании Нового года нет ничего недозволенного, если соблюдать ограничения шариата. Но как бы то ни было, наша задача, найти в этом вопросе середину, а также подойти к этой теме только в рамках Корана. В этой связи вспомним некоторые аяты. Аллах говорит так:

«Мы в этом Коране привели (различные) разъяснения, чтобы они вспомнили наставление. Но это всего лишь увеличивает в них отвращение» (Исра 17/41).

«Мы в этом Коране привели людям разъяснение на все примеры (случаи жизни). Но большинство людей отвергает все, кроме неверия» (Исра 17/89).

Как видим, по этим двум аятам можно судить, что в Коране Аллах говорит обо всем, но это не так. Аллах не упоминает в Коране о Новом годе и даже не говорит о праздновании дня рождения. Что же нам делать и как быть?

Во-первых, мы должны уяснить для себя то, что в Коране сказано обо всем ровно столько, сколько нужно для нашей веры, нравственности и справедливости.

Во-вторых, Коран – это завершенная Книга и в ней находится полная и завершенная инструкция для человека, чтобы он нашел верный путь к Аллаху. Эти пункты можно еще пополнить, но мы остановимся на этих двух.

В связи с темой вспоминается один достоверный хикмат (хадис) от Посланника, в котором говорится, что мусульмане не должны уподобляться другому обществу, ибо те, кто уподобляется другому обществу, они будут из них или похожи на них…

Чтобы узнать связь и достоверность данного изречения Посланника нам нужно обратиться к Корану и понять, подходит ли смысл данного изречения к аятам Корана. Аллах говорит:

«Вашим близким покровителем является только Аллах и Его Посланник! А также уверовавшие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются в земном поклоне (ракиун). И кто будет считать Аллаха и Его Посланника, а также уверовавших своими близкими покровителями, пусть знает, что победа за теми, кто на стороне Аллаха. О те, которые уверовали! Не берите в друзья отвергающих истину (кяфиров) и тех, которым Писание было дано до вас и которые издеваются над вашей религией и считают ее развлечением! Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими. Когда вы призываете на намаз (азаном), они насмехаются над ним и считают его развлечением. Это – потому, что они являются людьми, не использующими свой разум» (Маида 5/55-58).

Раз мы не находим в Коране ответа на дозволенность или запретность празднования Нового года. Раз мы не должны уподобляться другим и следовать их традициям и обычаям. Тогда мы должны думать, ибо Аллах в суре Юнус в сотом аяте говорит, что: «…Он обрушивает грязь (нечесть) на тех, кто не думает головой» (Юнус 10/100).

Следовательно, мы должны думать о том, что кораническое, а что не кораническое. И раз в Коране не говорится, что можно праздновать Новый год и отмечать день рождения, тогда это не значит, что мы можем это делать. Как могут мусльмане, которые верят в Коран и стараются исполнять его предписания, верить в то, чего нет в Коране и делать то, чего тоже нет в Коране?

Мусульмане должны задаться вопросом, если празднование Нового года, это не праздник мусульман, тогда откуда он появился? Кто-то говорит, что это языческий праздник, кто-то говорит, что это иудейский праздник, а кто-то говорит, что это христианский праздник.

Итак, мы знаем, что на земле со дня ее сотворения, есть два вида летоисчисления, первый вид – это по луне, а второй вид – по солнцу. Исламское летоисчисление основывается по лунному календарю. А вот христианское – по солнечному.

В связи с этим христиане, которые делятся на три основные ветви – православие, протестантство и католицизм, в отношении религиозных дат разделяются во мнении и следуют разным календарям. Православные христиане следуют по юлианскому солнечному календарю, поэтому они празднуют Рождество Иисуса 7-го января. А протестанты и католики следуют по григорианскому солнечному календарю, поэтому они празднуют Рождество Иисуса 25-го декабря. Ни истинные православные, ни истинные католики и протестанты, никто из них не признают 1-ое января за Новый год. Они сами утверждают, что такого праздника как Новый год по вере вовсе нет, и что это праздник идолопоклонников и неверующих.

Как видим, у католиков и протестантов 25-е декабря – это Рождество Иисуса, а у православных – это 7-ое января. То есть христане на самом деле отмечают день рождение Посланника Иисуса (мавлиди Иса), но не Новый год. Здесь стоит подчеркнуть, что христиане отмечают то, что не отмечал сам Посланник Иисус. То есть Посланник Иисус не говорил, чтобы после меня отмечали мое рождество.

Сегодня на падобие христиан, мусульмане тоже отмечают день рождение Посланника Мухаммеда (сав). То есть празднование Рождества Посланника Иисуса перенесено в ислам, как празднование Рождества  Посланника Мухаммеда. Посланник никогда не отмечал свой день рождения и не рекомендовал это делать никому, но мусульмане всё же решились праздновать день рождение нашего Посланника, без его разрешения!

Получается, что Новый год незаметно пробрался в середину между двумя христианскими праздниками. Возможно, идея празднования Нового года была специально внедрена в общество между двумя христианскими праздниками, чтобы ослабить их воздействие на христианский мир и собрать их всех уже под основой другого нехристианского праздника. Но это всего лишь моя догадка, ибо после изученного мной материала я пришел именно к такому мнению.

А теперь предлагаю вам пройтись по истории возникновения Нового года и рождественской ёлки: 

«Новый год – самый зрелищный и веселый праздник во многих странах мира, который отмечают в ночь с 31 декабря на 1 января. Новый год в разных странах празднуют в соответствии с национальными традициями, но главными символами практически везде являются – наряженная ёлка, огни гирлянд, бой курантов, шампанское, подарки и надежда на лучшее в наступающем году.

Новый год – это самый древний праздник!

Первые документальные свидетельства о праздновании Нового года восходят к третьему тысячелетию до нашей эры, но историки полагают, что праздник еще древнее. Получается, что Новый год – самый древний праздник, который отмечали и продолжают отмечать в разных странах в разное время.

Новый год в древнем Вавилоне

Впервые обычай праздновать Новый год появился в Древней Месопотамии. Новый год в Вавилоне отмечали в день весеннего равноденствия – в это время природа просыпалась от зимнего сна. Праздник был установлен в честь покровителя города – верховного бога Мардука. Праздновали Новый год маскарадами, карнавалами и шествиями в течение 12 дней, начиная с конца марта, после того как прибывала вода в Тигре и Евфрате и начинались земледельческие работы. Люди веселились и гуляли, так как работать в эти дни запрещалось. Со временем эту традицию переняли греки и египтяне, затем она перешла к римлянам и так далее.

Новый год у греков и египтян

В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния 22 июня и посвящался Дионису – богу виноделия. Греки вели свое летоисчисление от знаменитых Олимпийских игр… А на протяжении веков в Древнем Египте в период с июля по сентябрь праздновали разлив реки Нил. Это было жизненно важное событие, знаменующее начало нового посевного сезона. Вода Нила в это время считалась чудодейственной, и у египтян был обычай при праздновании Нового года из разливающегося Нила наполнять специальные сосуды якобы «святой водой». Египтяне верили, что воды Нила смывают все старое. Кстати, именно тогда было принято устраивать ночные празднования с танцами и музыкой и дарить друг другу подарки.

Новый год у евреев

Рош Ха-Шана (глава года) или Еврейский новый год по лунному иудейскому календарю начинается в первый день месяца тишрей, который обычно приходится на середину сентября и начало октября по солнечному календарю. В Рош Ха-Шана считается, что решается судьба человека на год вперед, поэтому в этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния.

Новый год у древних персов

В день весеннего равноденствия 20 или 21 марта отмечали и древнеперсидский праздник Навруз – он означал начало весны и посевного периода. В переводе с персидского слово «навруз» означает «новый день» и по иранскому календарю выпадает на первый день месяца «фарвадин». Праздновать Навруз стали с возникновением календаря солнечного летоисчисления, так он укоренился у народов Средней Азии и Ирана задолго до возникновения ислама. Навруз этим отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Поэтому по традиции, семена пшеницы или ячменя за несколько недель до этой даты клали в блюдо, чтобы они проросли. Семена давали ростки к Новому году – это символизировало приход весны и начало нового года жизни.

Новый год у древних китайцев

Новый год по китайскому календарю в старину праздновали целый месяц. Дата празднования китайского Нового года, который зависит от лунного календаря и наступает в первое новолуние нового года, в промежутке от 17 января до 19 февраля. В новогоднюю ночь во время праздничной процессии, которая проходит по улицам Китая, люди зажигают множество фонарей. Это делается для того, чтобы осветить себе путь в Новый год. Китайцы, в отличие от европейцев, встречающих Новый год с ёлкой, предпочитают мандарины и апельсины.

Новый год по юлианскому календарю

Римский император Юлий Цезарь ввел в 46 году до нашей эры календарь, в котором год впервые начинался с 1 января. В Древнем Риме Новый год до этого также праздновали в начале марта. Новый календарь, естественно, стали называть юлианским, и им стали пользоваться все государства, которые входили в Римскую империю. Несмотря на это Новый год во всем мире еще много столетий отмечали в соответствии с сельскохозяйственными циклами: либо в начале весны, либо в конце осени.

Первый месяц года был назван январь в честь римского бога двуликого Януса, который считался покровителем всех начинаний. В этот день римляне приносили ему жертвы и проводили важные мероприятия. Традиция дарить новогодние подарки была и в Древнем Риме – первыми из них были ветви лавра, предвещавшие в наступающем году счастье и удачу.

Новый год у древних славян

Языческий Новый год славяне праздновали в день зимнего солнцестояния и связывали его с божеством Колядой. Главным символом был огонь костра, который изображал и призывал свет солнца после самой долгой ночи в году. Новый год также связывали с плодородием. На Руси начало года на 1 января перенес своим указом царь Петр I в 1699 году и повелел ёлкой и фейерверками отмечать этот праздник» (см. дополнительно: https://sputnik-georgia.ru/reviews/20180101/238754824/Pochemu-Novyj-god-prazdnujut-1-janvarja-Istorija-prazdnika.html).

Это было короткое введение в историю праздника. А теперь рассмотрим традиции празднования Нового года у разных народов мира. Следовательно, каждый без нравоучений других может понять для себя, насколько этот праздник является мусульманским. То есть каждый может понять без Корана – дозволен ли Новый год 1-го января как праздник для мусульман или не дозволен.

Итак, «Новый год в разных странах празднуют по-своему, несмотря на то, что это интернациональный праздник. Так, например, в Японии звучит 108 ударов колокола, вместо 12, а грабли считаются лучшим новогодним аксессуаром, чтобы загребать счастье.

В Болгарии Новый год – время новогодних поцелуев, поэтому в первые минуты выключают свет, а итальянцы выкидывают старые утюги и стулья.

Особое значение на Эквадоре придают нижнему белью – оно приносит любовь и деньги в зависимости от выбранного цвета. А в Панаме счастье приносит громкий шум, поэтому жители включают сирены своих машин, кричат и свистят.

В Дании принято бить посуду под окнами своих друзей – так датчане желают близким любви и процветания. В Бразилии в новогоднюю ночь принято отгонять злых духов, поэтому бразильцы облачаются в белую одежду.

Испанцы по традиции съедают в полночь 12 виноградин – по одной с каждым боем часов. Они считают, что каждая из них должна принести удачу в каждом месяце наступающего года.

Чилийцы в полночь кладут деньги в обувь и съедают ложку чечевицы, тем самым обеспечивая себе богатство и процветание в Новом году. А в Мьянме, где в Новый год самый жаркий период, по традиции каждый встречный поливает другого холодной водой.

А в странах постсоветского пространства была такая традиция – записать на листке бумаги свое желание, сжечь его и высыпать пепел в бокал шампанского, смешать и выпить. Все эти действия нужно было проделать за то время, пока часы бьют двенадцать» (см. дополнительно: https://sputnik-georgia.ru/reviews/20180101/238754824/Pochemu-Novyj-god-prazdnujut-1-janvarja-Istorija-prazdnika.html).

А теперь хотелось бы ознакомить вас с информацией о возникновении рождественской ёлки:

«Об истории возникновения рождественской ёлки ходит много слухов и сплетен. Сегодня в интернете можно прочитать десятки «авторитетных» мнений, откуда же пошла традиция ставить елку на рождество в наших домах. Одни утверждают, что это языческая традиция, другие, что это православная, а третьи, что это вообще коммунистическая затея.

Рождественская ёлка возникла в 16-ом столетии в Германии во время протестантской реформации. Вечнозелёное дерево символизировало Дерево Адама и Евы из книги Бытия. Некоторые реформаторы считали, что пророчество о рождественской ёлке изрёк Исаия в 60:13 «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего». (В оригинале вместо кедр стоит слово сосна или ёлка).

По некоторым данным, именно великий реформатор и отец протестантского движения Мартин Лютер был первым человеком, который на рождество поставил вечнозелёное дерево у себя дома, украсив его фруктами и маленькими свечками. Эта традиция мгновенно распространилась во всех реформаторских кругах, и люди, которые принимали протестантские взгляды, начали массово ставить ёлки у себя дома на рождественские праздники.

В те времена не было специальных игрушек, поэтому ёлку украшали фруктами, орехами и свечками, а на верх ставили звезду, которая символизировала Вифлиемскую, а со временем ставили ангела, который репрезентовал архангела Гавриила (Джабраила). Вообще в начале рождественскую ёлку в Германии называли деревом Христа (Christbaum).

Со временем, когда реформация начала распространяться на другие страны Европы, ёлка же, как символ рождества и реформации, начала распространяться вместе с ней. А когда эмигранты начали ехать в Америку, они повезли эту веселую традицию с собой.

В Россию ёлка пришла только в конце 18 столетия и сразу вошла в моду среди высших слоёв населения. Её ставили в богатых домах, где приглашали гостей на рождественские балы. Этому способствовало то, что большинство русских императоров того времени имели протестантские корни. Например: великая княгиня Александра Фёдоровна, царь Пётр III и знаменитая императрица Екатерина II, потому что они родились и выросли в Германии в Лютеранских семьях и обычаях.

Интересно, что православная церковь с самого начала не приветствовала эту идею, а правящий Синод вообще призвал население не ставить елки у себя дома, так как они считали, что эта протестантская традиция немцев не должна иметь ничего общего с православным людом.

Многие газеты того времени писали, что рождественская ёлка негативно влияет на религиозность детей, прививая им с детства чуждые протестантские взгляды… Но, несмотря на всю критику, рождественские ёлки очень сильно укоренились в дореволюционной России. Со временем ёлку начали ставить на главных площадях городов, на железнодорожных вокзалах и в других общественных зданиях.

После октябрьской революции ситуация коренным образом изменилась. Советская власть запретила Рождественские елки, объявив их буржуазной традицией повязанной с христианством. С тех пор ёлка получила нелегальный статус. В 1929 году дошло до того, что комсомольские патрули ходили и заглядывали в окна людей, проверяя на наличие там украшенного вечнозелёного дерева. Все поменялось в 1935 году, когда на приём к Сталину из Киева приехал товарищ Постышев и предложил сделать ребрендинг (изменение стратегии бренда) рождественской ёлки. Задача была проста: затмить празднование рождества, предложив людям новый грандиозный праздник – Новый Год.

Ёлка рекомендовалась в новом качестве – как детская забава, пригодная для юных строителей коммунизма. К празднику рождества она больше не имела никакого отношения, в неё нужно было вдохнуть совершенно новый смысл. С тех пор ёлка в России стала не рождественской, а новогодней, Вифлеемскую звезду заменили на красную советскую, а сама ёлка стала символом главного коммунистического праздника – Нового Года.

Со временем, с распространением телевизора празднование Нового года начало набирать новые традиции: праздничная телевизионная программа и шампанское, около полуночи генсек лично поздравлял граждан с праздником, в полночь били куранты, затем играл гимн «Союз нерушимый республик советских»…

Сегодня во всем мире рождественская ёлка тесно связана с праздником Рождества Иисуса. Она не является чем-то святым в христианском мире, просто это красивый обычай подарить радость детям и вместе отпраздновать Рождение Иисуса» (см. дополительно: http://familyofgod.by/interesno/item/319-istoriya-vozniknoveniya-rozhdestvenskoj-jolki.html).

Итак, в заключение скажу то, что сказал в самом начале. После прослушанного материала, мы как мусульмане, должны выбрать верный путь, который будет соответствовать нормам, критериям и ценностям Корана. Кто сделает это, тот будет вознагражден Аллахом в обоих мирах. А кто не сможет выбрать свой путь, ему достанется только подарок этого мира, который для него поставил под ёлку его любимый Дедушка Мороз!

Ваш комментарий

Новые материалы

Наши социальные сети