ФАТВА

Перевод 111-ой суры Таббат

Примечание! Прежде чем вы начнете читать этот перевод, ознакомьтесь с информацией на приведенном линке: https://www.fatva.net/уважаемые-читатели-важная-информаци/. Благодарим вас за внимание!

111. Сура Таббат

Мекканская сура, состоит из 5-ти аятов. Название суры происходит от слова «таббат», которое проходит в аяте. Слово «таббат» – означает отсохший, пропащий пропадом.

«بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ»

Во имя Аллаха, бесконечно добродетельного, щедро воздающего! 

«تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ وَتَبَّ»

  1. Да отсохнут руки Абу Ляхаба [1]! И отсохли же [2]!

«مَا أَغْنَىٰ عَنْهُ مَالُهُ وَمَا كَسَبَ»

  1. Не помогло ему его богатство и то, что он приобрел (надеясь на это).

«سَيَصْلَىٰ نَارًا ذَاتَ لَهَبٍ»

  1. Он войдет в пламенный огонь.

«وَامْرَأَتُهُ حَمَّالَةَ الْحَطَبِ»

  1. И его жена тоже, которая будет подносить дрова.

«فِي جِيدِهَا حَبْلٌ مِنْ مَسَدٍ»

  1. На шее у нее будет плетенная веревка.

[1] Абу Ляхаб – это родной дядя Посланника Мухаммеда (ас). Дочери Посланника – Рукия и Умму Гульсум были замужем за сыновьями Абу Ляхаба – Утбой и Утейбом. Вражда и ненависть Абу Ляхаба к своему племяннику началось, когда Мухаммед (ас) стал призывать к Корану, и это повлекло за собой то, что его сыновья дали развод дочерям Посланника…

Судя по описанию суры, где говорится о враждебном отношении Абу Ляхаба и его жены к Посланнику Аллаха, есть некая схожесть во враждебном отношении Фараона и его семьи к Посланнику Мусе. К слову, участь Фараона и его семьи, а также участь Абу Ляхаба и его жены, за враждебные действия против этих двух посланников, можно считать одинаковой. Аллах говорит так о наказании Фараона и его семьи:

«(Это наказание) огонь, в который их ввергают днем и ночью. Ну а в день наступления Часа (скажут), (а теперь) подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!» (Мумин 40/46). Они могли бы покаяться перед Господом, попросить у Него прощение за свои отступления до смерти, но они не сделали этого. Поэтому Аллах в отношении Фараона говорит и так:

«Мы повели сынов Исраила через море, а Фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет бога, кроме того, в которого уверовали сыны Исраила. Я стал одним из мусульман (покорившихся)!». (И Аллах сказал): «Только сейчас (когда уже не принимаются покаяния)! А ведь раньше ты не слушался и был одним из бесчинствующих. Сегодня мы сохраним твое тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя». Воистину, многие люди пренебрегают нашими знамениями (не берут из этого урок)» (Юсуф 10/90-92).

Как видим, Фараон раскаялся, когда понял, что умирает. Но его покаяние не принесло ему пользу, ибо покаяние в момент смерти не принимается. Аллах говорит так:

«Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству (незнанию) и вскоре (немедля) раскаиваются. Именно их покаяния Аллах и принимает. Ведь Аллах знающий, мудрый. Но (уже) не принимается покаяние от тех, кто совершает злодеяния, а когда к ним приходит смерть, они говорят: «Вот теперь я раскаиваюсь». А также от тех, кто умирает неверующими. Для них мы приготовили мучительные страдания» (Ниса 4/17-18).

Поэтому случаю даже есть высказывание Посланника Аллаха, которое соответствует смыслу аятов. Он говорил: «Аллах принимает покаяние служителя до того, как к нему подберется смерть» (передают Тирмизи, Дават, 98; Ибн Мадже, Зухд, 30; Ахмед бин Ханбал, 2:132, 153).

Таким образом, все эти положения о покаянии, относятся и к Абу Ляхабу тоже. Но есть хадис, якобы переданный Ибн Аббасом, на основе которого была осмыслена сура Таббат, после чего появилось утверждение, что эта сура была ниспослана во время жизни Абу Ляхаба и его жены.

Обратимся к этому хадису (риваяту):

«После ниспослания аята: «Оповести самых близких родных» (Шуара 26/214), Посланник Аллаха поднялся на холм (возвышенность) Сафа и воскликнул: «О, сыны Фихра!». «О, сыны Адия!». До тех пор, пока не собралось всё племя курайшитов, Посланник продолжал созывать в этом духе. Все собрались. Даже те, кто не могли придти, отправили вместо себя другого, чтобы тот узнал причину собрания. Когда пришел Абу Ляхаб и все курайшиты собрались, тогда Посланник сказал: «Вы поверите мне, если я сообщу вам, что в той долине находится конница солдат, которая хочет напасть на нас?». Все единогласно ответили: «Да! Ибо до сегодняшнего дня, кроме правды из твоих уст, мы ничего другого не слышали!». На что Посланник Аллаха сказал: «Тогда я хочу предупредить вас о наказании, которое следует за преступлением!». Первым на эти слова Посланника отреагировал Абу Ляхаб и сказал: «Да отсохнут твои руки, чтобы ты ничего не смог сделать! Ты для этого нас собрал?». И якобы после этих слов Абу Ляхаба была ниспослана сура Таббат» (Бухари, Тафсир, 111).

Подчеркнем, что сценарий этого события – очевидная неправда! Ведь Ибн Аббас, который является единственным передатчиком данного хадиса, и считается основным свидетелем этого события. Но здесь стоит вспомнить то, что он родился аж через десять лет после этого события(!). Поэтому исключена версия о том, что Ибн Аббас мог услышать от кого-то другого эту историю. Ибо если это было бы так, тогда этот случай рассказали бы десятки людей и этот хадис передали бы не только Ибн Аббас. Это первое неверное решение.

Второе же состоит в том, что в категорию аята: «Оповести самых близких родных» (Шуара 26/214), не входят все курайшиты. Ибо самые близкие родственники Посланника, это сыны Абдульмутталиба, которые происходят от сынов Хашима племени курайшитов. Кроме всего прочего, сура Таббат, не могла быть ниспослана по случаю собрания племени курайшитов. А на то, что эта сура не могла быть ниспослана по причине этого события, на это указывает следующий аят:

«Если Аллах давал бы людям воздаяние (наказание) за их зло также быстро как и (вознаграждение) за добро, тогда они сразу бы погибли. Но Мы оставляем тех, которые не надеются на встречу с Нами, слепо скитаться в своем заблуждении» (Юнус 10/11) (см.: Нахль 16/61, Фатир 35/45).

И еще один факт. Икрима, который передает большое количество хадисов от Ибн Аббаса и который вообще не видел Абу Рафи, передает от него то, что Абу Ляхаб умер в Мекке после сражения Бадр (см.: Ахмед бин Ханбал, Муснад, том VI, стр. 9).

Таким образом, все эти перечисленные неверные решения должны были бы указывать на то, что сура Таббат была ниспослана до смерти Абу Ляхаба. Ибо, если сура Таббат была бы ниспослана раньше смерти Абу Ляхаба и его жены, тогда это противоречило бы событию, описанному в содержании данной суры и многих других надлежащих аятов Корана. Возможно, вся эта ложь была специально придумана, чтобы заставить людей поверить в «Веру в предопределение судьбы (кадар)», которой вовсе нет в Коране.

[2] Ученый арабист-филолог и толкователь Корана Аль Ферра (ум. 207/822) утверждает, что аят «تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ» (Да отсохнут руки Абу Ляхаба!) – это предложение-проклятие, а предложение «وَتَبَّ»  (И отсохли же!), то есть «действительно высохли» (وقد تب) – это указывает на пояснительное предложение, которое поясняет предыдущее (Тафсир: Иджазуль-Баян ан Меаниль-Куран).

Поскольку второе предложение – это пояснительное предложение, тогда исключено, чтобы эта сура была ниспослана во время жизни Абу Ляхаба. То есть даже грамматические правила этого аята указывают на то, что сура была ниспослана после смерти Абу Ляхаба и его жены. К тому же, если обратить внимание на надлежащие аяты по этой теме, тогда иначе никак не может быть…

Подчеркнем еще раз что, предложение: «Да отсохнут руки Абу Ляхаба!» – это предложение-проклятие. А вот пояснительное предложение к первому: «И отсохли же!», указывает на то, что Абу Ляхаб и его жена уже умерли. Ибо «отсохли же», это иносказательное (образное) выражение, которое подразумевает не сам процесс отсыхания рук, а прямо указывает на их смерть. То есть выражение «отсохли же» еще раз подчеркивает, что сура Таббат была ниспослана после смерти Абу Ляхаба и его жены, и поэтому никак не связана с ложной верой в предопределение судьбы… 

Ваш комментарий

Новые материалы

Наши социальные сети