Р. Васипов. Что означают выражения «халиф и наместник»?
Во-первых, чтобы правильно охарактеризовать эту тему, для начала необходимо изучить материалы христианской теологии. Ибо высказывания по этой проблеме христианских ученых прямо противоречат Корану. А мусульмане следуя за христианами, дали слову «халиф» значение наместника. Термин халиф проходит в четырех аятах (2/30, 7/129, 10/73, 38/26), но ни в одном из них не говорится о наместничестве. Говорится о справедливом правлении.
Итак, христиане трактуют идею о том, что человек – это наместник Бога на земле. Такое понятие и значение вкорне неверно. Эта идея отразилась и на переводах Корана на русский язык. Так термин «халиф» преобрел христианское значение наместничества. Поэтому перевод 30-го аята суры Бакара: «Я создам на земле халифа» как наместника, является неверным. Такой перевод заставляет мусульман автоматически принять всю христианскую систему иерархии с главенством Папы, который на сегодняшний день является наместником Бога на земле.
Уважаемые мусульмане! Призадумайтесь! Разве Аллах в Коране говорит о наместничестве? Слово наместник не передает суть и смысл арабского слова «халиф». Потому, что человек не является ни наместником, ни представителем Аллаха на земле. Человек является разумным субъектом, сотворенным Аллахом для службы себе. А халиф – означает становится на место того, кто был до него. И здесь нет речи о том, что человек становится на место Аллаха, как это проходит в христианстве.
Ведь человек – это не подобие Творца, чтобы занимать его место на земле. Аллах не нуждается в заместителях. Цель создания человека – это служение Аллаху. А сама эта идея идет уже из Библии, где также переведено, что «человек создан по образу и подобию создателя», что вкорне неверно. Ведь Аллах в суре Ихляс говорит, что ничего не похоже на него, и у него нет подобий среди Его творений. Потому, что Он не рождал и не был рожден…
Но к сожалению, тезис о том, что человек является представителем и наместником Аллаха на земле, очень понравился людям. Особенно он понравился лицам, занимающим властные должности на земле. Они с удовольствием стали указывать на себя как на представителей Аллаха на земле. Дескать – «он там, а мы здесь». По этой же линии происходит и поныне обожествление людей, от политиков до духовных лидеров…
А еще наместник понимается, как-будто Аллах и в самом деле предоставил кому-то из людей свое место, а сам удалился куда-то. Это тоже чистый вымысел! Ибо ни Аллах не удалился, ни такой мысли нет в Коране, и Он продолжает пребывать на своем месте. Аллах говорит так:
«Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли? И вот он открыто препирается! Он привел нам притчу (пример) и забыл о своем сотворении. Он сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?». Скажи: «Оживит их тот, кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении». Он создал для вас огонь из зеленого дерева, и теперь вы разжигаете от него. Неужели тот, кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобных им? Конечно, ведь Он – Творец, знающий. Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!», как это сбывается. Пречист тот, кому принадлежит власть над всякой вещью! К нему вы будете возвращены» (Ясин 36/77-83).
Здесь можно сказать, что эти аяты открыто указывают на то, что человек не может быть наместником Аллаха на земле. Но все же идея «наместничества», запутала большинство исламских ученых. Извольте, но достаточно соотнести Бога с человеком, как всё сразу встает на свое место. Между ним и человеком лежит целая пропасть…
В итоге, мусульмане, вслед за иудеями и христианами, все же стали трактовать выражение «халиф» как человек-наместник Бога на земле. Человек лишь может быть наместником или представителем другого человека – по должности, власти и т.д. Эта ситуация является естественной для общественных отношений среди людей. А по понятию своему не может иметь места в отношениях человека с Богом. Это проистекает уже из того, что Бог не заменяет себя человеком на земле, а всё на ней делает сам. А человек так и остается в роли служащего ему субъекта. Простите, но наместниками друг другу могут быть только «два Бога», а это исключено. Потому, что Аллах – Единый Бог. Он говорит так:
«Если бы на них (на небесах и земле) были иные боги кроме Аллаха, то все превратилось бы в хаос (небеса и земля разрушились бы). Аллах – Господь власти, (Он) пречист и далек от того, что они приписывают ему! Его нельзя спросить за то, что Он совершает, а они (люди и джинны) будут спрошены» (Анбия 21/22-23).
Теги: что означают выражения «халиф и наместник», человек-наместник Бога на земле, Анбия 21/22-23, Ясин 36/77-83.
Ваш комментарий