Какова разница между садака, закят и инфак?
Вопрос: Скажите пожалуйста, в чем разница между садака, закят и инфак?
Ответ: Эти понятия все взаимосвязаны друг с другом. Каждое из них несет в себе определенный смысл и значение, потому каждый по своей форме отличается друг от друга, но цель одна – достичь довольства Аллаха.
Поэтому, можно сказать, что инфак – это пожертвование и расходы на пути Аллаха. Садака – это добровольное преподношение и милостыня. А закят – это обязательный ежегодный налог. Все они выплачиваются определенным категориям людей, которые указаны в 215-ом аяте суры Бакара и в 60-ом аяте суры Тавба.
На самом деле садака и закят являются двумя подгруппами инфака. То есть тот, кто хочет совершить инфак на пути Аллаха, может сделать это как в виде садака, так и в виде закята. Садака можно давать в любое время и в любом размере, а закят только один раз в год и определенную сумму. А ушр (десятина) дается с сельхоз продукции после сбора урожая.
- Инфак (إنفاق) означает расходы и пожертвования на пути Аллаха. Это пожертвование делается просто, ради Аллаха, без всякой цели, выгоды и надежды на возвращение. Слово инфак упоминается в Коране один раз в 100-ом аяте суры Исра. Повелительная же форма глагола (أَنفِقُوا) «анфику» встречается в Коране 18 раз (см.: Анфаль 8/3, Ибрахим 14/31, Хадж 22/35, Касас 28/54, Саджда 32/16). Следовательно, каждый обеспеченный мусульманин может сделать инфак на пути Аллаха, например, для нужд армии и других приготовлений, а также для родных и близких родственников. Аллах говорит так:
«(О, Мухаммед!) Они спрашивают тебя, что они должны жертвовать? Скажи им: «Чтобы вы ни жертвовали ради добра, оно должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, и тем, кто находится в пути». И чтобы вы ни жертвовали ради добра, поистине, Аллах знает об этом» (Бакара 2/215).
«(О, Мухаммед!) Ты не обязан вести их на прямой путь. Однако, это Аллах ведет на прямой путь тех, кто делает правильный выбор. И чтобы вы ни жертвовали во благо, будет на пользу только вам. И пожертвования должны быть только ради лика (довольства) Аллаха. И какое бы вы пожертвование ни сделали в качестве добра, вам воздастся за это. И с вами не поступят несправедливо» (Бакара 2/272).
«Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днем, скрытно и явно, их награда находится у их Господа. И они не испытают страха и не будут опечалены» (Бакара 2/274).
- Садака (صدقة) в исламе – это добровольная милостыня, преподношение, которую мусульманин дает нуждающимся по собственному усмотрению и желанию с намерением заслужить довольство Аллаха. В более широком смысле, садака – это любое благодеяние (не только материальное), совершённое искренне, ради Аллаха, то есть инфак.
Например, прекрасное слово может быть садака, истина и правда тоже считаются садака. А еще, садака – это благотворительность, с целью получения награды (саваб) и защиты Аллаха от какого-либо неблагоприятного события. То есть садака имеет один корень, но под именем существительным подразумевается одно, а под глаголом – другое.
Например, (صدقة) «садака» как глагол означает действие, а «сидк» как существительное означает истинность, правдивость. Следовательно, искренность и правдивость в вере мусульманина должна быть закреплена добровольной милостыней, преподношением, чтобы показать искренность и правдивость намерения мусульманина. Аллах говорит так:
«О, те, которые уверовали (и надеются на Аллаха)! Когда вы пожелаете побеседовать с Посланником наедине, тогда, прежде беседы с ним, подайте какую-либо милостыню (садака). Для вас так будет лучше и чище. А если вы ничего не найдете, то поистине, Аллах – прощающий, милосердный (щедро воздающий)» (Муджадаля 58/12).
Как видим, по аяту, каждый уверовавший до разговора лично с Посланником должен подать милостыню, в знак искренности и правдивости, а также привязанности к Аллаху и Его Посланнику. Но если у вас не будет ничего для подаяния, в качестве садака, тогда Аллах прощает, ибо Он прощающий и милосердный. Это, что касается уверовавших. А теперь предлагаю аяты, где также говорится о садака, но уже касается лицемеров-мунафиков. Аллах говорит так:
«(О, Мухаммед!) А также среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры (мунафики). Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и подвергнем их двойному наказанию. Потом они будут возвращены в великое наказание. А есть и другие (лицемеры), которые признались в своих грехах (поступках). Они перемешали праведные дела с плохими. (И если они покаются) Аллах примет их покаяния. Поистине, Аллах – прощающий, милосердный (щедро воздающий). (О, Мухаммед!) Возьми с их имущества пожертвования (садака), чтобы ими (этими пожертвованиями) очистить их и возвысить. И помолись за них (подержи их), ибо твоя мольба (дуа и поддержка) – успокоение для них. Ибо Аллах – слышащий, знающий. Разве они не знают, что это Аллах принимает покаяния от Своих служителей и принимает их пожертвования? И поистине, это Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный (щедро воздающий)» (Тавба 9/101-104).
Как видим, Аллах предлагает прощение тем мунафикам, которые перемешали праведные дела с плохими и признались в своих грехах. Но, прежде чем они попросят прощение у Аллаха, они сначала должны дать садака со своего имущества, чтобы этим они очистились и возвысились в своем раскаянии. Этот их садака укажет на их искреннее раскаяние и покаяние перед Аллахом, а также на правдивость в своих намерениях.
А еще есть аяты, где слово «садака» используется в существительном (подлежащем) значении и указывает на добровольную милостыню, за которую уверовавший получит награду от Аллаха:
«Если вы даёте милостыню открыто, то это прекрасно! А если вы даёте её бедным скрытно, то это будет лучше для вас. Ибо это позволит скрыть часть ваших прегрешений. И ведь Аллаху известно о том, что вы совершаете» (см.: Бакара 2/271).
«Поистине, пожертвования (садака, закят) предназначены для нищих и бедных. Для тех, кто занимается их сбором (и распределением). Для тех, чьи сердца хотят завоевать (для ислама), для выкупа рабов (и пленных), для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Ибо Аллах знающий, мудрый» (Тавба 9/60).
И есть аяты, в которых слово «садака» используется в значении сказуемого (глагола) и указывает на действие, которое означает говорить правду:
«И когда уверовавшие увидели отряды противника, они сказали: «Это – то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. И Аллах, и Его Посланник сказали правду». И это приумножило в них лишь веру и покорность» (Ахзаб 33/22).
«И когда прозвучит Сур (звук), тогда они из могил устремятся к своему Господу. Они воскликнут: «О, горе нам! Кто поднял нас с места, где (мы) лежали (спали)? А ведь это – то, что обещал Милостивый! И посланники, оказывается, говорили правду» (Ясин 36/51-52).
- Закят – это один из столпов ислама и обязательное поклонение, которое можно охарактеризовать как налог, выплачиваемый ежегодно. Этот налог нужно выплачивать с различного рода доходов и для 8-ми категорий людей, о которых говорится в 60-ом аяте суры Тавба. Аллах говорит так:
«И совершайте намаз, и выплачивайте закят. И совершайте поясной поклон вместе с совершающими поясной поклон (с общиной)!» (Бакара 2/43).
«(О, Мухаммед!) Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках, вскруживающих голову вещах (хамре) и об азартных играх. Скажи им: «В них обоих для людей больше греха, чем пользы. Ибо грех в них превышает пользу». И еще, они спрашивают тебя, что они должны жертвовать? Скажи им: «Прибыль (излишек)!». Так Аллах открыто доносит вам свои аяты, чтобы вы размышляли» (Бакара 2/219).
«И Он – тот, кто создал сады на опорах (висячие) и без опор (не висячие), финиковые пальмы и злаки с различным вкусом, оливки и гранаты, имеющие сходства и различия. Вкушайте же из этих плодов, когда они созревают. И отдавайте из этого должное в день уборки урожая. И не расточительствуйте. Поистине, Он не любит расточительных» (Анам 6/141).
Кроме это предлагаю вам прочитать короткое исследование на эту тему:
https://www.fatva.net/считается-ли-налог-государству-за-зак/,
https://www.fatva.net/что-такое-садака-джария-и-чем-она-отлич/.
Видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=gfn-WOlR6fs.
Ваш комментарий