Коран о Посланнике в лице наби и расуль
О функциях и обязанностях посланников
Р. Васипов
Затрагивая проблему о функциях и обязанностях посланников, невозможно не сказать о таких личностных категориях и качествах как «наби» и «расуль».
Итак, наби и расуль – это такие личностные категории, которые определяли роль и функции Посланника в его посланнической миссии.
Известно, что по Корану, наби – это состояние посланника, которому ниспосылается Писание (вахий). А расуль – это состояние посланника, которому поручено донести до людей полученный им вахий. Поэтому все посланники обладали этими двумя качествами.
Но как известно, в исламской традиции все это сказанное звучит наоборот. То есть по традиции, расуль – это получатель ниспослания. А наби – это продолжатель и проповедник. А при переводах Корана вообще используется персидское слово «пейгамбер», которое не несет в себе значение слов «расуль и наби».
А теперь приведем аяты из Корана, с помощью которых мы с легкостью можем узнать истину. Например, Аллах в 163-м аяте суры Ниса рушит принятую традицию, что расули – это получатели, а наби – это продолжатели Книг. Говорит так:
«Воистину, Мы ниспослали тебе Писание, подобно такому, которое ниспослали Нуху и посланникам после него. (Также) Мы ниспослали Писание Ибрагиму, Исмаилу, Исхаку, Якубу и (последующим его сыновьям) коленам, Исе, Айюбу, Юнусу, Харуну, Сулейману. Давуду же мы ниспослали Забур» (Ниса 4/163).
А в аяте 18-м и 19-м суры Аля говорится о свитках посланника Ибрагима и Мусы:
«Воистину, это записано в первых страницах – страницах Ибрагима (Авраама) и Мусы (Моисея)» (Аля 87/18-19).
Как видим, Писание было дано как Нуху, так и Ибрагиму, его сыновьям Исмаилу и Исхаку, внуку Якубу и последующим каленам и перечисленным в аяте посланникам. А еще Аллах указывает на ниспосланные Ибрагиму и Мусе страницы (сухуфы или свитки). Все эти посланники по Аллаху являются Наби и Расуль. А по традиции, только получателем Книг из всех перечисленных, являются только Муса, Давуд, Иса и Мухаммед (мир им).
В следующих аятах тоже есть доказательства по этой теме. И чтобы понять 89-й и 90-й аяты суры Анам, нам следует прочесть предыдущие аяты, начиная с 84-го. Аллах говорит так:
«Это – те (посланники), кому Мы дали Писание, мудрость и нубувват (посланничество). Если они в них не поверят, тогда мы поручим это людям, которые в это поверят. Это – те (посланники), которых Аллах вел прямым путем. И ты тоже следуй их путем. (И) скажи (этим мушрикам): «Я не прошу у вас платы за него (Коран). (Ибо Коран) – это всего лишь напоминание для миров (для людей и джиннов)» (Анам 6/89-90).
Как видим, в аяте проходит выражение «нубувват», которое происходит от слова «наби». Поэтому, все перечисленные в Коране посланники, являются Наби.
К слову, по понятиям Наби и Расуль в Коране можно определить кому, что, было дано. По аятом ясно видно, что Посланнику Мухаммеду было дано Писание, которое называется Коран (см.: сура Маида 48-й аят). Посланнику Исе тоже было дано Писание, которое называется Инджиль (Евангелия) (см.: сура Маида 46-й аят). Посланнику Давуду был ниспослан Забур (Псалтырь) (см.: сура Ниса 163-й аят). Посланнику Мусе была дана Книга, но Аллах не называет его книгу Тавратом или Пятикнижием, как это принято по традиции. Поэтому многие мусульмане путают Тору с Тавратом. Таврат (Танах) – это весь Старый Завет. Об этом Аллах говорит так:
«Мы ниспослали Таврат, в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся посланники выносили по нему решения для иудеев. Раввины и ученые тоже выносили решение в соответствии с тем, что им было поручено сохранить Писание Аллаха. Они свидетельствовали о нем. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими (кяфирами)» (Маида 5/44).
Итак, в следующих аятах понятия Наби и Расуль раскрываются более шире. С помощью их становится понятно, что традиционное мнение в исламе (1) либо не учло понятия Наби-Расуль так, как о них говорится в Коране, (2) либо это сделано неосознанно, (3) либо это сделано сознательно, чтобы ограничить некоторые аспекты, касающиеся лично Посланника Мухаммеда.
Наверное многим известно персидское слово Пайгамбар (Посланник), которое заменяет сегодня у тюркоязычных народов арабские слова Наби и Расуль. Когда мы применяем в переводах аятов и разговоре слово Пайгамбар, чтобы обозначить Посланника, на самом деле, мы меняем смысл в аятах, в которых проходит местами Наби, а местами – Расуль.
Ведь у слова Наби свой смысл в аятах, а у слова Расуль свой смысл. И когда мы говорим вместо Наби или Расуль только Пайгамбар, мы нарушаем смысл аятов. Ведь если бы слова Наби и Расуль были бы одного значения, тогда Аллах и сам мог одним словом назвать своего Посланника, например «мурсаль». И не говорил бы: «Я еююханнаби или Я еююхаррасуль». Ибо Аллах говоря о Посланнике в лице Наби – говорит в аяте одно, а говоря о Посланнике в лице Расуль – другое.
Наби – это состояние, лицо посланника, который находился в нем 24 часа в сутки. А Расуль – это такое же состояние и лицо посланника, в котором он не находился 24 часа в сутки. Все посланники-наби являются и посланниками-расуль, когда получают вахий (ниспослание) от Аллаха и потом передают полученное людям. Таким образом, самая ответственная функция посланников проходит именно в лице Расуль, потому что они передают людям Слово Аллаха. В этом плане, каждый уверовавший должен беспрекословно следовать за ними. Поэтому Аллах и говорит: «Тот, кто повинуется Посланнику-Расулю, тот повинуется Аллаху!».
Вы нигде в Коране не найдете аят о подчинении Посланнику в лице Наби. Потому, что в обычное время Посланник-Наби имеет обычное человеческое состояние, в котором он и посланник, и отец, и друг, и правитель. В этом состоянии Посланник-Наби может и ошибаться. Об этом говорится в аятах. А вот Расуль – это состояние, когда Посланник доносил до людей Слово Аллаха. В лице Расуля – Посланники не имели права на ошибку…
Возникает вопрос, как тогда узнать в каком лице Посланник прибывает, чтобы повиноваться ему беспрекословно? Подчеркну, что я здесь не говорю свою мысль, этот вывод полностью выходит из аятов Корана. Когда верующий слышит от Посланника аяты Корана, он должен подчиняться этим аятам, а следовательно и ему, как Посланнику-Расулю (передатчику, благовестнику).
И наконец, все прочитанные мной аяты вы можете проверить самостоятельно. Но просьба! Только с оригинала арабского текста. Это обязательно. И тогда вы убедитесь, что все ответы на вопросы, по теме о понятиях Наби-Расуль находятся в самом Коране. Следовательно, обратите внимание еще и на следующие аяты. Аллах говорит так:
«Помяни в Писании Исмаила. Воистину, он был правдивым в обещаниях и был посланником-расулем и посланником-наби» (Марьям 19/54).
«Мухаммед не является отцом кого-либо из ваших мужей. Он является Посланником, Расулем Аллаха и последним из посланников-наби. Аллах знает о всякой вещи» (Ахзаб 33/40).
«О, Посланник (расуль)! Возвести о том, что ниспослано тебе от твоего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь его послания!» (Маида 5/67).
«Разве на посланников (расулей) было возложено что-либо, кроме открытой передачи (донесения Слова Аллаха)?» (Нахль 16/35).
«Кто подчинился Посланнику (расулю), тот подчинился Аллаху! А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (Ниса 4/80).
Таким образом, разделение Посланника на «наби» и «расуль» указывает на то, что Посланник выступал в двух функциях или образах. Передавая людям ниспослание от Аллаха, он выступал в лице «расуля», а когда он начинал говорить с людьми на тему ниспослания и наставлял их на путь веры, тогда он был в лице «наби»…
Теги: посланники, наби и расуль, функции и задачи посланников,посланник в лице наби, посланник в лице расуль, Коран о посланнике расуле и наби, последний из наби, посланник Мухаммед.
Ваш комментарий