ФАТВА

Коран и теория (2)

  1. Коранический тевиль и смысл (понятия, вещи)

Одним из принципиальных положений методологии познания любой теории является ее истолкование, интерпретация, осмысление. Этот момент особенно важен для теоретической науки. Абстрактные положения науки, выраженные «формульно-математически» и «формульно-логические» свободны в своей интерпретации в системе объективного мира, физического (физико-материального), природного и социального. Потому в каждом конкретном случае их каждый раз надо определять заново, конкретно. То есть с учетом той их специфики, которая имеется в виду в данном слуае. Для этого требуется сделать конкретными все абстрактные положения и значения. Это значит, что все буквенные значения коэффциентов в формульных системах знания следует перевести в численные и задать требуемые пределы и ограничения. Для систем знания, пользующихся понятийным средствами мышления, следует задать смысл понятий, ограниченных решаемой задачей, и указать на теоретические средства, позволяющие «держать их в руках» и управлять ими во всей заданной для них сфере мышления. Только в этом случае познание может рассчитывать на то, что поставленная им задача сформулирована корректно. И в этом своем виде она и в самом деле допускает освоение объекта с позиций объективного познания…

Это общее положение научного мышления о необходимости истолкования своих понятий и положений в полной мере относится и к ниспосланническому знанию, Корану (кораническому) в том числе. В Коране это «обозначение» или «открытие» смысла (вещи) или указание на него характеризуется понятием тевиль. В словарное значении «тевиль» понимается как повернуть вещь к своей цели (назначению) [1]. Или, что то же самое, указать на его смысл. Ибо поворот вещи к своей цели или своему назначению открывает ее определенность со стороны того, что она есть как данная, как таковая, сама по себе и сама в себе, своей самости. Вещь, понятая подобным образом или осознания в категориях своей «самости», есть понятая по своему смыслу или своей сути. Это же есть и понимание ее с позиций ее цели, назначения, механизма, природы вещей, сути, основных и определяющих связей и т. д.

В Коране понятие тевиль проходит в четырех эпизодах (темах). Рассмотрим их.

2.1. Тевиль эпизода Мусы и Хызыра 

Муса (Моисей), да приветствует его Аллах, встретился с Хызыром [2] и напросился ему в спутники. Хызыр сказал, что он не выдержит этого. Но Муса настоял. Он принял условие Хызыра не задавать ему вопросов. Но не сдержался. И они расстались [3]

Хызыр стал дырявить судно, на котором они плыли, затем убил мальчика и, наконец, выправил, готовую рухнуть, стену дома в поселке, в котором им отказали в гостеприимстве. Все эти события сопровождались вопросами Мусы о том, почему Хызыр поступил так. Так трижды было нарушено условие не задавать вопросов, не спрашивать. После третьего нарушения они и расстались. На прощание Хызыр открыл Мусе тайну своих действий (относительно судна, мальчика и стены), их цель (смысл, суть, назначение) или тевиль [4]. «Вот это и есть тевиль явлений, относительно которых ты не мог удержаться (чтобы не спросить меня о них)» [5].

 Так Муса получил ответы на вопросы, которые волновали его в течение всего путешествия с Хызыром, но которые оставались скрытыми для него.

В Коране этот пример приводится, в частностии, для того, чтобы еще раз продемонстрировать силу знаний и глубину познавательной способности Аллаха, который знает суть происходящего (вещей) и знает будущее. Человек не знает ни первого, ни второго… И сам Хызыр, как отмечено, подчеркивает, что его знание – это не от него, а от Господа…

2.2. Тевиль сновидений 

Сновидения являются весьма привлекательной темой для нас. Но их понимание (толкование) еще и до сих пор остается трудной задачей. А там, где трудности, там всегда есть и услуга на ее разрешение. А из Корана мы узнаём, что по-настоящему это могут делать только посланники Аллаха. А раз посланники, то задача опять восходит к самому Аллаху. Ибо посланники могут делать только то, что им сообщит Аллах…

В Коране есть ряд эпизодов со сновидениями. Иначе, как блестящими, их не назовешь. К примеру, чего стоит один только сон Фараона, в котором семь тощих коров поедают семь тучных!.. Естественно, никто из толкователей растолковать его не смог. Обратились к Юсифу (Иосифу). Он и растолковал!.. Но Юсиф был посланником Аллаха…

Сновидения являются формой общения Аллаха с человеком, в котором он делает ему сообщение. Оно может касаться «сиего» момента, но может быть также и сообщением о прошлом и будущем. В сновидениях  Аллах, как кажется, сообщает человеку в первую очередь то, что особенно занимает его. Объективный анализ сновидений может быть сделан на фоне реальных событий жизни человека с учетом, того социального фона на котором они происходили. Но даже и при этом задача еще и до сих пор остается, как отмечено, нерешенной.

Ситуация со сновидениями содержит в себе и указание на связь духа и Всевышнего. Это – фундаментальный вопрос, которым наука будет занята еще долгое время. Как кажется, на всё будущее!.. А Всевышний говорит о духе совершенно неожиданно и даже очень просто. Что дух – это из его повелений [6]

2.3. Тевиль мира (мироустройства)

В связи с темой «тевиль» проходит в аятах, в которых осуждаются люди, не следующие ниспосланной Аллахом Книге [7]. В этом плане тевиль связывается с Судным днем и его наказанием. Говорится так: «Мы ниспослали им Книгу и разъяснили ее знанием. Чтобы она была указанием верного пути и милостью для уверовавших (52). (Может) кроме ее тевиля (разъяснений, предписаний) (курсив наш. – А.Б.) они ожидают другой? Когда придет день по (обещанному) тевилю (по обещанному Книгой предписанию) (курсив наш. – А.Б.), позабывшие его, сначала скажут так…» (53) [8]. Как видим, тевиль остается в своем значении, несколько видоизменяясь по своей форме с учетом стремления речи к краткости и быстроте. Это характерно для речи…

Но если говорить о мире и мироустройстве вне непосредственной связи с понятием «тевиль», то о нем придется говорить в контексте всего Корана. Ибо «мир» – это такая категория, для которой нет ни четкого предела, ни определенности. Его каждый раз надо задавать заново. То есть в каждом случае его исследования его значение надо задавать самому. К примеру, если характеризовать его как, скажем, категорию современной физики (космологии), – в рамках теории Большого взрыва и расширяющейся Вселенной, – то его можно было бы понимать как Вселенную в этой теории. При других подходах его можно было бы понимать по-другому.

Если понимать ее в этом значении Вселенной по современной физике, то остается признать и принять то, что Аллах говорит о мире в этом плане. А он говорит о том, что он является ее создателем. И создателем человека на ней… Миру уготован «конец света». Но он завершается новым процессом создания человека, который на деле есть процесс возвращения к жизни людей, умерших во всем прошлым. Они входят в новую жизнь, но с учетом того, что они приносят с собой сюда из прошлой своей жизни – в виде содеянного в ней по предписаниям Всевышнего… Такова картина мира (мироустройства), если говорить о ней по ниспосланию…

2.4. Тевиль аятов

Ниспослание как в целом, так и каждой своей строкой и аятом принадлежит ниспосылающему их Всевышнему (Богу, Аллаху). Потому его тевиль (смысл, назначение, цель, функции и т. д.) задаётся им, а человеку остается только открыть его для себя. В этом направлении старался Посланник, а после него эту задачу решают ученые. Это делается в рамках веронаправлений (мазхабов), которые возникают в Исламе сразу после Посланника и которые решают все свои вопросы на почве Корана и Сунны, в первую очередь, а затем с привлечением, в зависимости от самого мазхаба,  хадисного материала, метода сравнения (кияса), общего мнения богословов (иджма), традиции…

Аллах характеризует Коран как «открытую Книгу» или «Книгу с открыми аятами (доказательствами)» [9]. С другой стороны, говорит о том, что «его (Корана) тевиль никто другой, кроме Аллаха, не может знать» (3/7). Речь идет о том, что Аллах знает смысл (назначение, цель и т. д.) аятов как творец (миров), а человек знает об аятах ровно столько, сколько о них сообщает ему Аллах. Вот, эту границу надо всегда помнить и не переходить.

Но человек может стараться понять аяты и ниспослание в целом в границах отведенного для него знания. Но тогда ему надо учесть как специфику ниспослания, с одной стороны, так и специфику самого познания, с другой. Только соединив их на основе объективного познания, – ниспослание начинается именно с него и никакого другого знания больше в себя не приемлет, если иметь в виду под ним такое знание, которое формируется с привлечением таких структур мышления, как чудо, миф, произвол мышление и подобные, – можно быть уверенным в том, что содержание ниспослания познано на его собственой почве. То есть и в самом деле таким, каким оно и должно быть. А для этого надо иметь в виду те отношения, которые установлены в ниспослании (Коране) между аятами. Аллах говорит о них как о трех группах аятов: мухкам, муташабих и месани (они рассматриваются чуть ниже). Идея заключается в том, что аяты фокусируются каждый раз на основном (мухкам) аяте (идее), а остальные уже разъясняют его (ее), почему оказываются и подобными (муташабих) друг другу. Подобные аяты можно связывать парами (месани).

Приведенная Кораном классификация его аятов позволяет связывать их между собой на протяжении всего его содержания. Так можно проследить аят от некой его общей и неразвитой формы в движении к его более развитой и конкретной форме. Так обеспечивается доказательное познание аята на основе принципов объективного познания. Что, как говорится, и требовалось доказать…

Объективное познание ниспослания и его аятов может быть нарушего рядом обстоятельств. Так, исходя из реальной практики, можно говорить, к примеру, о сознательном искажении аятов в угоду тем или иным целям, их сокрытии и т. д. Естественно, Аллах не приемлет ни один из этих способов отхода от объективного отношения к аятам, осуждая их все. К примеру, о сознательном искажении аятов он, указав на мухкам (основные) и муташабих (подобные) аяты, говорит так: «Те, что с кривой душой, желая смуты, склоняются к подобным (схожим) (муташабихам) из его смысла» (3/7). То есть, аят, подобный основному, начинает искажаться так, что в итоге становится способным выражать (обслуживать) субъективные интересы [10]. А насчет скрывающих его аяты, Аллах говорит так, что он «проклянет их. Проклянут их и проклнинающие» (2/159).

Можно подчеркнуть, что при осмыслении аята (~ов) всегда есть основная тема и ее поэтапные дальнейшие определения. В этом смысле задача коранического исследования состоит в том, чтобы для каждой основной темы (для мухкама) найти свой круг (совокупность) ее аятов (муташабихов), а для каждого интересующего нас аята (муташабиха) найти его основной аят (мухкам). К сожалению, даже в современных исследованиях Корана этот момент осознан, как кажется, далеко не в полной мере. А из приводимых мнений трудно понять, как они согласуются с Кораном [11].


 

[1] См.: Рагиб эл-Исфагани. Коранический словарь, أول.  

[2]  Хызыр: коранический персонаж. В приводимом эпизоде привлекает тем, что знает суть вещей, в том числе и с перспективой на будущее, которых не знает Муса. А когда он говорит, что «это я – не от себя, а от Господа», то обозначается действительная основа его действий и знания.

В то же время в Коране имя «Хызыр» не проходит. О том, что этого субъекта (в образе человека) звали так, мы узнаем из хадиса (см. Бухари. Илим, 44).

[3] См.: 18/60-82.

[4] См.: 18/79-82.

[5] См.: 18/82.

[6] См.: 17/85.

[7] См.: 7/50-53.

[8] См.: 7/52-53.

[9] См.: 3/105, 22/16, 34/3, 57/9, 58/5.

[10] От редактора. Еще один пример – это талак (развод по инициативе мужа, ибо есть еще и по инициативе жены). Аллах говорит так: «Этот талак бывает дважды. После каждого из них (с окончанием срока ожидания) или удержите женщину возле себя по-хорошему или по-хорошему разведитесь с ней» (2/229). «Но если мужчина будет разводиться в третий раз, то эта женщина будет ему уже не к добру (то есть он не может отменить своей развод и вернуться к жене, как это было в первых двух случаях). Но если женщина выйдет замуж и этот муж разведется с ней… (То прежние муж и жена) посмотрят (на положение вещей). И если они придут к мнению о том, что смогут удержаться на границах, установленных Аллахом, то для них нет греха в том, чтобы вернуться друг к другу» (2/230).

            Как видим, Аллах совершенно четко сформулировал условия развода. Это положение вещей и позволяет говорить о Корана как о совершенно открытой Книге или Книге с открытыми аятами… Самое же интересное происходит тогда, когда эти три развода (талака) объединяются в один и муж разводится с женой «одним талаком за все три раза»… То есть три развода по Аллаху заменяется одним разводом «от себя». Таково искажение Корана в данном случае. И оно напрямую подчинено интересам мужчины. Гораздо важнее то, что в нем ничего от Корана не осталось… Поневоле спросишь себя о том, как можно так понимать Коран, когда в нем со всей определенностью сказано, как его понимать?! 

[11] Более полно и конкретно о теме можно читать в нашей книге «Ложные истины», помещенной на сайте koranika.com (на русск.) (см.: 38.1, 38.1.4.4). 

Ваш комментарий

Новые материалы

Наши социальные сети