Р. Васипов Многоженство! Запреты и последствия
Одна из сегодняшних проблем – это многоженство. Но как известно, для одних мужчин – это не проблема, а для других – это цель жизни. Но прежде, чем начать разговор, вспомним некоторые аяты, которые будут развивать наши мысли. Аллах говорит так:
«О, Люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Худжурат 49/13).
«(О, Мухаммед!) Поверни свое лицо в сторону религии единобожия. Ибо Аллах сотворил людей в соответствии с фитратом. Поэтому изменений в творениях Аллаха нет. Это и есть истинная вера (религия), но многие люди не знают этого» (Рум 30/30).
Обратите внимание на то, что в аятах говорится «Мы создали вас (людей) из мужчины и женщины». То есть это два начала происхождения людей. Первые мужчина и женщина являются начальной стадией возникновения человеческого рода. А следующая стадия – это размножение и увеличении человеческого рода уже от первого мужчины и женщины. Обе эти стадии связаны фитратом, которые являются механизмом для гармоничного продолжения жизни. До определенного времени, после появления первых людей, вопрос о многоженстве не стоял. Но потом история развивалась иначе. В этом плане, хотелось бы обратить ваше внимание на историю многоженства. Думается, что эта информация будет полезной:
«Исторически многожёнство имело место более чем в 80 % человеческих культурных сообществах. В частности, многоженство было распространено в древнееврейском обществе, в Китае, Корее, у отдельных коренных народов Америки, Африки и Полинезии. В Древней Греции многожёнство разрешалось только для восполнения людских потерь в войнах. После восстановления численности людей многожёнство официально запрещалось…
Исследования учёных-антропологов показывают, что несмотря на то, что большинство мировых обществ (около 80%) допускало полигинию в той или иной форме, большинство браков в этих обществах оставались моногамными, а количество полигамных браков как правило не превышает 10% и практикуется только среди элиты» (См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Многожёнство).
Было проведено даже исследование как влияет многожёнство на здоровье и продолжительность жизни мужчин и женщин.
«Выяснилось, что многожёнство влияет на здоровье мужчин и женщин положительно. А что интересно, средняя продолжительность жизни мужчин в странах, где легализовано многожёнство, превышает средний показатель в странах, где многожёнство не разрешено» (См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Многожёнство).
А теперь давайте посмотрим как обстоит дело о многоженстве в иудаизме:
«Многожёнство в иудаизме считается возможным во избежание голода, вдовства или в случае женского бесплодия, а также в левиратном браке, когда брат должен был жениться и обеспечивать вдову своего родного брата. Несмотря на многочисленные упоминания в Торе, некоторые учёные считают, что полигиния на самом деле не была распространена в библейские времена, так как многожёнство требует богатства. А Майкл Куган, напротив, утверждал, что полигиния в библейские времена встречалась часто, и сошла на нет только ко II веку нашей эры» (См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Многожёнство).
Многоженство в христианстве росматривается иначе, нежели в иудаизме:
«По мнению ряда исследователей, учение о греховности многожёнства в христианстве сформировалось под влиянием греко-римской морали, однако те христиане, которые считают многожёнство грехом, отрицают, что такое учение сформировалось в результате влияния на христианство извне, и утверждают, что в Новом Завете моногамность принимает характер общей нормы. «Множественный» брак в настоящее время отвергается большинством течений в христианстве» (См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Многожёнство).
В индуизме же многоженство мерится кастами:
«У индусов закон ввёл моногамию только у шудр, людей низшего и бедного класса. В варне вайшьев можно было иметь 2 жены, в варне кшатриев – 2 или 3, в варне брахманов – до 4» (См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Многожёнство).
В исламе:
«Согласно Корану, мусульманину разрешается иметь одновременно не более четырёх жён. Тем не менее, к середине XX века в большинстве мусульманских стран полигиния была ограничена» (См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Многожёнство).
Итак, давайте теперь вспомним аят, который указывает как на многоженство, так и на единаженство. Аллах говорит так:
«Если вы опасаетесь, что не сможете быть справедливыми с сиротами (находящимися на вашем попечении), то женитесь на (других) женщинах, которые нравятся вам, – на двух, трех, четырех. Если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них одинаково справедливо, то женитесь на одной или на той, которая находится под вашим управлением. Это – самое лучшее, чтобы вы не оказались в трудном положении» (Ниса 4/3).
Из аята мы можем извлечь следующие правовые аспекты: 1. Мужчине разрешается только до четырех жен, 2. мужчина обязан проявлять справедливое отношение ко всем женам, 3. если мужчина опасается, что женам будет проявлена недостаточная забота, справедливость, тогда он может обойтись с одной.
А теперь разберем это по пунктам. Аллах разрешает мужчине, в пользу его фитрата и отличия от женщины, брать в жены до четырех женщин. Это положение в Коране, является неизменным уже 14 веков и будет продолжаться до конца. Многоженство вовсе не влияет отрицательно на культурно-нравственное развитие общества. Мы должны рассматривать многоженство как закон (предписание) Аллаха. И мы не имеем права запрещать многоженство. Ибо кому-то в многоженстве есть милость Аллаха, а кому-то в единоженстве.
В многоженстве, мужчине важно быть справедливым ко всем женам одинаково. И если мужчина в силах проявить эту справедливость, тогда он может взять себе в жены до четырех женщин. А если мужчина не в силах проявить требуемую справедливость, тогда также по предписанию Аллаха, он должен обойтись с одной женой. Ибо в любом случае справедливое отношение и забота к одной женщине на много легче, чем к четырем.
Как известно, справедливость – это важный элемент не только семейных отношений, но и всех остальных направлений нашей жизни в обществе. На справедливости строится многое. Потому Аллах и упоминает часто о справедливости в Коране. Справедливость в семье порождает любовь и уважение сторон друг к другу. А несправедливость – ссоры и неуважение, что в конце концов приводит к разводу.
На самом деле, иметь нескольких жен, это не похотливость мужчины, это часть его сущности, которая заложена в него Аллахом. Другое дело, что вы будете обходиться с одной женой. Это личное право каждого мужчины, так же как и личное право женщины быть ей первой, второй, третьей или четвертой женой. По аяту четко видно, что Аллах предусмотрел все. Он ни одного мужчину не обязал брать вторую или третью жену. В этом плане мужчина имеет право обойтись и с одной женой…
Так, изучая аспекты этой темы, можно с уверенностью сказать, что вопрос многоженства решает проблему блуда.
Подчеркнем еще одну важную сторону в этом вопросе. Вначале мы сказали о сущности мужчины и женщины. Дело в том, что сегодня, имея на руках прямое разрешение на многоженство, многие мужчины, которые хотели бы иметь более одной жены, по тем или иным причинам, не могут воспользоваться этим своим правом. Ибо во многих государствах, за исключением нескольких мусульманских стран, по конституции, запрещено иметь более одной жены. Законы этих стран не предусматривают эту практику для своих граждан. Поэтому регистрируют исключительно общепризнанный брак, т. е. союз одного мужчины и одной женщины.
Например, в ряде среднеазиатских стран, в которых большинство мусульманское населние, кораническое право на многоженство официально не действует. Поэтому многие мужчины предпочитают иметь незарегистрированных жен или любовниц, что является запретным по Корану. А некоторые мужчины, просто-напросто, обходятся никяхом (браком) муллы, который в ряде тех же среднеазиатских стран, по гражданскому кодексу просто недействителен. Поэтому тех, кто хочет жениться повторно, имея первую жену, услуги муллы вполне устраивают. Регистрация брака от муллы на сегодняшний день – это брак с ограниченной ответственностью. Потому, что регистрация браков имамами мечетей не имеет юридической силы в своем государстве. По конституции этой силой владеет ЗАГС, который регистрирует браки от имени государства. Если верующие люди хотят венчаться у имамов, тогда нужно узаконить их деятельность.
Подчеркну, что перед Аллахом важны условия брака. Поэтому не имеет значения, государственный орган совершает брачную регистрацию или мулла. Если игнорируются условия брака, тогда регистрация не будет законной с обеих сторон. Как бывший главный имам мечети, могу с уверенностью сказать, что многие имамы просто игнорируют важные условия брака и регистрируют всех подряд, не учитывая следующее:
- Разрешение родителей или опекуна женщины,
- Наличие свидетелей,
- Обговоренный махр (предбрачный дар женщине).
Буквально один пример из Корана, который игнорируется. В нем говорится, что женщину нужно просить у родителей. Аллах говорит: «Кто не обладает достатком, чтобы жениться на верующих целомудренных женщинах, пусть женится на верующих девушках из числа тех, которыми вы владеете (пленницы). Аллаху лучше знать о вашей вере. Все вы – друг от друга. Посему женитесь на них с разрешения их семей и давайте им вознаграждение достойным образом, если они являются целомудренными, а не распутницами или имеющими приятелей (любовников). Если же после обретения покровительства (над пленницами) они совершат блуд, то их наказание должно быть равно половине наказания свободных женщин. (Это позволено) тем из вас, кто опасается тягот или блуда. Но для вас будет лучше, если вы проявите терпение. Ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Ниса 4/25).
Одним словом, запретом ничего не решить. Этот запрет на многоженство, может возродить в обществе порочный брак – Мута или открытие публичных домов. Об этом временном браке Мута можно сказать лишь то, что Аллах и его Посланник объявили войну тем, кто практикует это безнравственное дело.
Таким образом, приведенные аяты четко формируют общественное сознание как у мужчин, так и у женщин. В Коране Аллах указал на запрет блуда и безбрачного отношения между мужчиной и женщиной. Ведь брачный союз между мужчиной и женщиной развивает нравственные начала, любовь, уважение. Это очень важно. В аяте говорится так:
«Среди Его знамений это то, что Он сотворил для вас из вашего (человеческого) рода (женщин), чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие (уважение). Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (Рум 30/21).
В заключение скажем, что каждый мужчина, по Корану, может взять себе в жены до четырех женщин. Это право касается только мужчин. Другое дело, что возможности и равное справедливое отношение, могут одному мужчине позволить это, а другому – нет.
В многоженстве, мужчинам запрещается быть одновременно со всеми женами вместе. Потому, что это аморальный поступок. Посланник Мухаммед (сав) был женат на девяти женщинах одновременно, но в его личной жизни никогда не было такого аморального поступка. В плане справедливого отношения ко всем женам, Посланник Аллаха для нас является образцом и наглядным примером.
Итак, если вы, все таки решили взять в жены вторую и третью жену, тогда следуйте в этом плане, только по предписаниям Аллаха. Сообщать об этом решении первой жене, мужчина по моему мнению, должен по многим причинам. Говорить об этом нужно, во избежание недопониманий со стороны первой жены и родителей, во избежание неприличных разговоров со стороны близких и знакомых людей и возможной фитны (смуты), в случае, если кто-то из знакомых случайно увидит женатого родственника с другой женщиной…
Сегодня, в нашем обществе, мужчина хотел бы проявить по отношению к женщине справедливость, но она явно отсутствует в той мере, в которой он хотел бы ее проявить. Поэтому, для гармонии семейных отношений можно также по предписанию Аллаха и в рамках справедливости, прожить с одной женщиной. Справедливые отношения в семье будут развиваться тогда, когда супруги будут на верном пути, будут благодарны Аллаху во всем, будут строить свои отношения в гармонии с верой Аллаха и жить по предписаниям. Одним словом, чем ближе супруги будут к Всевышнему Творцу, тем крепче будет их любовь и взаимоуважение друг к другу.
Теги: многоженство, запреты и последствия, справедливое отношение ко всем женам, иметь четыре жены, одна жена, одна проблема, две жены, две проблемы, Аллах о многоженстве, полигамия, моногамия, я вторая жена, брак и развод, никях.
Ваш комментарий