Р. Васипов Мусульмане должны знать это о Коране!
Затрагивая тему о том, почему Коран ниспослан на арабском, следовало бы подчеркнуть некоторые важные моменты этого вопроса. Понятно, что на это есть много причин и одна из них то, что мекканские мушрики (идолопоклонники) желали, чтобы у них на руках тоже была Книга от Всевышнего, с помощью которой они хотели бы стать праведными служителями. Аллах говорит так:
«Они (мушрики) говорили: «Если бы у нас был Зикр (Писание, напоминание), как у предыдущих (поколений), то мы непременно были бы праведными служителями Аллаха. Но они не уверовали в него (Коран), и скоро они узнают (о последствиях)» (Саффат 37/167-170).
А в следующем аяте Аллах отвечает на вопрос, почему Коран ниспослан на арабском языке. Он говорит так:
«Если бы Мы сделали его Кораном не на арабском языке, то они непременно сказали бы: «Почему его аяты не разъяснены? Не арабская (речь) и араб?». Скажи: «Он является верным руководством и исцелением (спасением) для тех, которые уверовали. А уши неверующих поражены глухотой, и они слепы к нему. Это – те, к которым взывают издалека» (Фуссилят 41/44).
Аллах сделал Коран для арабов на арабском, чтобы они легко его понимали. Ведь Коран был ниспослан арабскому обществу и Посланнику, который говорил и понимал на арабском. Поэтому Аллах разъяснил Коран сам, чтобы арабам была понятна истина именно с Его слов. Если бы Посланник сам толковал Коран, тогда у них было бы еще больше претензий к нему. Аллах говорит так:
«Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли размышлять (над аятами)» (Зухруф 43/3).
«Воистину, Мы ниспослали (Слово, аяты) в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять (его)» (Юсуф 12/2).
«Мы в этом Коране привели (объяснили) людям из каждого примера, чтобы они брали урок (назидание). (Мы) ниспослали Коран на безупречном (чистейшем) арабском. Может быть они станут богобоязненными» (Зумер 39/27-28).
«Мы направляли (к людям) посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они донесли им (Писание)» (Ибрагим 14/4).
«Алиф, лям, ра! (Скажи:) это – Писание, аяты которого ясно изложены, а затем (подробно) разъяснены мудрым, ведающим (Аллахом). (Это для того), чтобы вы не поклонялись никому, кроме Аллаха. А я (Мухаммед) для вас являюсь лишь увещевателем и благовестником от Него» (Худ 11/1-2).
«Какой бы пример (вопрос) они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину (ниспосылали ответ) и наилучшее толкование (тафсир)» (Фуркан 25/33).
«Этот Коран не может быть сочинением кого-либо, кроме Аллаха. Он является подтверждением того, что было до него и толкованием (тафсилем) Писания от Господа миров, в котором нет сомнения» (Юнус 10/37).
Как видим, Аллах ниспослал этот Коран на безупречном арабском, чтобы Посланник и его община ясно понимала и с легкостью размышляла над аятами Аллаха. Посланник и его сахабы, а также бедуины, которые приходили и слушали Коран от Посланника, уходили с верой и со знаниями. Соответственно этому, приобретенные знания помогали им в призыве на пути Аллаха…
Как известно, Коран делится на мухкям аяты и муташабих. Мухкям аяты – это основа Книги. Эти аяты открыты и ясны в понимании. Мухкям аяты обязательны в исполнении, потому что являются законом. Но есть еще и муташабих аяты. Муташабихи – это сходные, похожие, повторяющиеся аяты. Собственно говоря, муташабих аяты, раскрывают суть мухкям аятов. Поэтому тафсир Корана осуществляется тем, что муташабих аяты раскрывают и разъясняют суть мухкям аятов. Потому Аллах и говорит: «(Скажи:) это – Писание, аяты которого ясно изложены, а затем (подробно) разъяснены мудрым, ведающим (Аллахом)».
А еще, в Коране есть и такие аяты, которые требуют в своем понимании не мало знаний. Приведем несколько таких примеров:
«Это Он установил преграду между двумя морями, которые готовы слиться. Но (Он) установил там грань, через которую они не могут перейти» (Рахман 55/19-20).
По поводу этого аята никто до 20 века не делал тавиль (размышление), пока знаменитый мореплаватель Капитан Кусто не нашел это знамение Аллаха. Даже сам Посланник не знал, что за преграда и между какими морями она находится. Если бы он знал, то непременно предупредил бы мусульман, об этом знамении Аллаха. И сегодня эта находка была бы за мусульманскими учеными. Но, как известно, этого не произошло и мусульманам остается лишь гордо сказать: «Об этом же говорится у нас в Коране»…
В следующем аяте говорится так:
«О сонмище (общество) джиннов и людей! Если вы можете выйти за пределы небес и земли, то выйдите. Но вы не выйдите, не обладая (требуемой) силой!» (Рахман 55/33).
И по поводу этого аята Посланник Аллаха тоже ничего не сообщил. Потому, что у него не было знаний на этот счет. А теперь обратите внимание о чем Аллах поведал в этом аяте. Он говорит: «О, общество джиннов и людей! Если вы можете выйти за пределы небес и земли, то выйдите. Но вы не выйдите, не обладая (требуемой) силой!».
Пределы Земли – это космическая орбита. А выйти за эти пределы, можно только на космическом корабле. А теперь представьте, если Посланник знал бы все это и рассказал мусульманам! Тогда сегодня космические просторы бороздили бы наши космические корабли, и первыми в космос вылетели бы наши мусульманские космонавты. Но всего этого не произошло! Кто-то остался на примитивном уровне знаний, а кто-то прорвался вперед. Кто-то стал производителем, а кто-то рядовым потребителем. А все потому, что верующие забросили Коран.
Как известно, Аллах в Коране говорит очень часто о том, чтобы мы размышляли над его аятами. Говорит так: «Воистину, в сотворении небес и земли и в смене дня и ночи заключены знамения для обладающих разумом (ученых), которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку, а также размышляют о сотворении небес и земли (и говорят): «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! И защити нас от мучений огня» (Али-Имран 3/190-191).
«Он (Аллах) возложит нечисть на тех, кто не пользуется умом (и не размышляет над аятами)» (Юнус 10/100).
Чтобы попасть в группу тех, кто размышляет над знамениями Аллаха и поминает Его стоя сидя и на боку, нужно читать Коран понимая его смысл. Но многие мусульмане сегодня просто читают Коран на арабском, не понимая его должным образом. По этому поводу Аллах своему Посланнику говорит:
«И читай Коран размеренным чтением (понимая смысл)» (Муззаммиль 73/4).
«Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. (Поэтому) Мы ниспослали его частями (главами, разделами)» (Исра 17/106).
Посланник Аллаха в своих хадисах часто упоминал о чтении Корана по тартилю. Например, Фахруддин Рази, комментируя этот аят говорил, что тартиль Корана – это чтение аятов, с пониманием их смысла. То есть, когда Коран читает араб, он должен читать его так, чтобы ему был понятен смысл. А Имам Газали говорил, что цель в чтении Корана – это понимать смысл аятов и размышлять над ними. Поэтому Аллах и предлагает, чтобы Коран читали по тартилю.
Есть хадис, в котором говорится: «Появятся в моей общине люди, которые будут читать Коран так, словно они пьют молоко» (см.: ат-Табарани, «аль-Кабир» 821, аль-Фаряби, «Фадаиль аль-Куран» 109, «Сахих аль-джами» 3653). Имам аль-Мунави по поводу этого хадиса сказал: «Мусульмане будут перебирать аяты Корана своими языками, не размышляя над его смыслом, не внемля его постановлениям, а просто Коран будет проходить через их языки так же быстро, как молоко проходит через язык» (см.: «Файдуль-Кадир» 4/15).
Например, есть еще такой хадис: «Я слышал, как Посланник Аллаха однажды сказал: «Гибель моей общины в Книге и молоке!». Его спросили: «О посланник Аллаха, что означают Книга и молоко?!». Он ответил: «Будут изучать Коран и толковать его не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах! И будут любить молоко, по причине чего станут оставлять общественные и пятничные молитвы, удаляясь со стадом в степи!».
От Умара ибн аль-Хаттаба передается следующий хадис: «Пусть вас не обольщает тот, кто читает Коран. Ибо это слова, которые мы произносим. Однако, смотрите на того, кто поступает в соответствии с Кораном!» (см.: аль-Хатыб, «Иктида аль-ильм аль-амаль» 109). Хасан аль-Басри комментируя этот хадис говорил: «Поистине, ближе к Корану из людей тот, кто следует его установлениям, даже если и не читает его» (см.: аль-Хатыб, «Иктида аль-ильм аль-амаль» 108).
В следствии с этим, возникают вопросы: Понимаем ли мы Коран должным образом? Какое чтение Корана может способствовать лучшему пониманию Корана? Можно ли понять смысл Корана, когда слушаешь чтение Корана нараспев? Что значит читать Коран нараспев? Коран нужно читать нараспев или как говорится в аяте, по тартилю? Читать Коран красивым голосом, это нараспев или по тартилю? Что такое таджвид, это особая грамматика, которая разработанна для чтения Корана или же таджвид – это просто грамматика арабского языка? Коран нужно читать по таджвиду, по тартилю, нараспев или чтением приятного голоса? И т.д.
Аллах в Коране отвечает на эти вопросы одним ответом. Он предлагает нам читать Коран по тартилю, то есть не перебирая в ритм слова, а просто понимая смысл прочитанного. Но когда видишь хадисы, в которых говорится, что Коран нужно читать нараспев, по таджвиду, по тартилю, тогда начинаешь думать и искать, что же такое нараспев, что же такое таджвид и т.д.
Аллах не просит нас создавать ритмы и мелодию, чтобы читать Коран нараспев. Ибо Коран не для ублажения ушей, а для размышления мозгов. В этом случае, человек не думает над смыслом аятов, он просто наслаждается красивым и ритмичным чтением чтеца Корана. Разве Аллах от нас требует такое чтение Корана? Думаю, что нет.
Вы можете представить себе, чтобы ангел Джабраил, передовая аяты Корана Посланнику Мухаммеду (сав), читал их нараспев? Думаю, что нет. А десять «кираатов чтения» Корана, это вообще выдумка самих арабов! Разновидности кираатов при чтении Корана, возникли от разновидностей диалектов различных арабских племен. Поэтому выражение «мáликиявмиддин» на разных кираатах читается по разному. То есть может меняться ударение, интонация, даже буква, произношение, но смысл остается одним. Спрашивается, зачем нужны кирааты, если при любом чтении, смысл аята будет одинаковым? Размышляя над этими вещами, понимаешь, что человек снова придумал и усложнил путь к пониманию Корана. Вы можете себе представить, чтобы ангел Джабраил учил Посланника этим кираатам? Думаю, что нет. Если я не ошибаюсь, то сегодня кираатов насчитывается около десяти. Изучая эти кирааты возникла дополнительная и ненужная наука, которая отдаляет верующих от поминания Корана.
Ангел Джабраил не учил Посланника таджвиду или как иначе, грамматике арабского языка и виртуозному чтению Корана нараспев или на скорость. Это исключено! Потому, что если мы хотим понять смысл аятов Корана, тогда нам следует читать Коран так, как-будто мы разговариваем.
Ведь ангел Джабраил читал Посланнику прямой текст ниспослания, без всяких кираатов, таджвидов, красивых чтений и т.д. Конечно же нас рядом не было, и мы не знаем как именно это происходило. Но разум данный нам Аллахом заставляет нас понять, что все было не так, как сегодня происходит по традиции с Кораном.
Например, Аллах говорит своему Посланнику:
«Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить. Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснять его» (Киямат 75/16-19).
«Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего, кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто» (Аля 87/6-7).
Из этих аятов понятно, что Посланнику читали аяты Корана четко, ясно, разборчиво и главное без пения и скорости. Посланнику даже не надо было шевелить языком, т.е. повторять. По воле Аллаха он сразу запоминал прочитанные ему строки. Вот и все!
Аллах посредством аятов обращается к нам и говорит с нами. Но этот диалог и обращение Аллаха свели к музыкальному или вокальному пению. Не о чем не подозревая, от красивого чтения Корана мусульмане уходят в транс и кричат, их разум для размышлений отключается. Подчеркну, что я ничего не имею против красивого голоса, которым читают Коран. Я против чтения Корана нараспев, которое превратили в вокальное искусство. Такому чтению даже отдельно обучаются. Стоило бы спросить, зачем? Коран не газета, но чтобы понять текст аятов, его нужно читать так, как читают газету. Разве читающий газету, не читает написанное по правилам грамматики?
Еще Аллах говорит, что Посланнику будут даны весомые слова: «Мы непременно, скоро ниспошлем тебе весомые слова» (Муззаммиль 73/5). Весомые слова всегда требуют особого осмысления над ними. Их нужно читать вдумчиво. Поэтому в предыдущем аяте этой же суры Посланнику говорится, чтобы он читал Коран по тартилю, то есть медленно и вдумчиво, понимая смысл сказанного в аяте.
В заключение скажу, что ни в одном из приведенных аятов нет и намека на то, что Коран нужно читать нараспев. Чтение Корана различными вокальными и мелодичными способами, уводят верующих от основной цели ниспослания Корана. Коран – это сообщение для людей, свод законов для исполнения, общественно-правовые нормы, этика, культура, история и многое другое. Разве можно все перечисленное читать нараспев? Зачем следовать по стопам тех, которые тоже нараспев читают свои Писания? Как можно брать заблуждение за истину и исполнять ее так преданно, как-будто это от Аллаха?
Теги: мусульмане должны знать это о Коране, как читать Коран, почему Коран на арабском, таджвид, кираат, тартиль, правильное чтение Корана, тафсир Корана, тафсиль Корана, тавиль Корана, толкование Корана, хадисы и сунна Посланника.
Ваш комментарий