Р. Васипов. Календарь и продолжительность времени дневного поста Рамазана
В связи с тем, что эта проблема сегодня актуальна, возникают следующие вопросы: Почему о продолжительности поста в аяте постулируется одно, а на практике мусульмане делают совсем другое? Продолжительность времени дневного поста нужно соблюдать по календарю или так, как об этом говорится в аяте?
Итак, Аллах в Коране о продолжительности времени дневного поста говорит так: «…Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами (на ваш взгляд) белая нить (рассвета), от черной (темноты), а потом соблюдайте пост до вечера…» (Бакара 2/187).
Продолжительность времени дневного поста в Рамазане по календарям, превышает продолжительность времени поста по Корану. Т.е., если пост по Корану длится, к примеру, пятнадцать часов, то по календарям, он привышает это время и достигает шестнадцати часов в сутки и более…
По традиции, призыв к намазу – азан, в Рамазане, является еще и сигналом тому, чтобы постящийся немедленно закончил свой завтрак и приготовился к соблюдению дневного поста. Но проблема в том, что азан в дни Рамазана читается раньше, чем в другие дни. Подчеркнем, что вне Рамазана, азан читается в положенное ему время. Т.е. во время настоящего рассвета – «фаджри-садика». А с приходом Рамазана, азан читается намного раньше. Даже раньше ложного рассвета – «фаджри-кязиба».
Поэтому, когда имамы мечетей в Рамазане читают азан рано, они должны учитывать состояние верующих, которые не знают всех этих крайностей. Ибо большинство мусульман заканчивают свой завтрак раньше положенного времени и приступают к новому дню поста. А также большинство, мусульман совершает утренний намаз, сразу после азана, тогда как в это время нужно совершать «тахаджуд-намаз». Это две очень значительные ошибки, которые противоречат предписанию Аллаха. Потому, что разница между продолжительностью суточного времени на календарях для Рамазана и рекомендацией Аллаха в Коране, возрастает как минимум на час. Следовательно, постящийся соблюдает свой пост больше того срока, который ему предписан Аллахом…
А в хадисе, который передает Ибн Аббас, говорится, что ангел Джабраил приходил к Посланнику Мухаммеду дважды, чтобы показать, в какое время совершается каждый из намазов. А также в нем проходит уточнение, когда постящийся должен закончить завтрак и начать соблюдать новый пост:
«Джабраил у Каабы стал для меня имамом в намазе два раза (дня). В первый раз (день) мы совершили обеденный намаз-зухр тогда, когда тень от Солнца была в длинну со шнурок. Затем мы совершили послеобеденный намаз-аср тогда, когда тень от Солнца достигала в полную величину любой вещи. Потом мы совершили вечерний намаз-магриб сразу с заходом Солнца. Это время, когда постящийся разговляется. А когда солнечный свет полностью исчез, мы совершили послевечерний намаз-иша. А утренний намаз-фаджр, мы совершили в то время, когда начало светать. А это время называется «фаджри-садик», то есть время, когда постящемуся уже запрещено есть и пить…» (см.: Абу Давуд. Сунан. Намаз, 393; Tирмизи. Мевакит, 1, № 149).
Так мы приходим к понятиям ложного и истинного рассвета. По этому поводу Посланник (сас) говорил так:
«Заря (рассвет) бывает двух видов (ложная и настоящая). При одной нельзя совершать молитву, но разрешается есть. А при другой запрещается есть и разрешается совершать намаз» (см.: аль-Хаким, 1/425, аль-Байхаки, 4155).
«Что касается ложной зари (рассвета), то она подобна волчьему хвосту (т.е. свет Солнца на восходе исходит вертикально). В это время нельзя совершать намаз, но можно есть и пить. А что касается рассвета, который простирается вдоль горизонта, то в это время уже нужно совершать намаз, но кушать уже запрещено!» (см.: аль-Хаким, аль-Байхаки. «Сахих аль-джами» 4278).
В заключение, напомним, что в календарях на Рамазан неверно расчитано лишь время, в которое постящийся должен закончить свой завтрак. В остальном, там нет никаких проблем.
Теги: календарь и продолжительность времени дневного поста Рамазана, пост в Рамазане, календарь на Рамазан.
Ваш комментарий