Р. Васипов. Что в Коране означают термины суннат и хадис?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужен анализ этих терминов. Основным источником для нас в этом вопросе, естественно, будет Коран. Так как Коран не только раскрывает смысл аятов, но и действует в качестве толкового словаря и дает разъяснение многим терминам и выражениям в самом же Коране. Ибо арабские слова многозначны и чтобы понять их смысл более широко, для этого следует рассматривать одинаковые слова в разных контекстах аятов.
Итак, рассмотрим следующие аяты: «Аллах ниспослал наилучшее Слово (хадис) – Писание, (аяты которого) сходны (муташабих) и повторяются (месани)» (Зумар 39/23).
«Это – установленный заранее закон Аллаха (суннат). В законах Аллаха ты никаких изменений не найдешь» (Фатх 48/23) (см.: 17/77, 33/62).
В 23-м аяте суры Зумар проходит выражение (الْحَدِيثِ أَحْسَنَ), которое означает «наилучшее слово». Это выражение Аллах приминяет только к своим Словам. Но исламские ученые не постеснялись и приминили это выражение к слову Посланника. Так термин хадис, с тех пор, активно используется в хадисологии как наилучшее слово от Посланника. Ведь наилучшее слово — это аяты Корана, это Слово Аллаха!
А в 23-м аяте суры Фатх проходит выражение (اللَّهِ سُنَّةَ), которое означает «неизменный закон Аллаха». Это выражение Аллах приминяет к законам, которые Он устанавливает в том или ином обществе, которые должны исполнять как посланники, так и их последователи. Но опять же повторим, что исламские ученые не постеснялись и приминили это выражение в обозначении всех высказываний и действий со стороны Посланника. Так термин суннат, с тех пор, активно используется в хадисологии как закон или традиция Посланника Мухаммеда (сас), хотя Посланник никаких законов от себя устанавливать не имел права. Он проповедовал законы Аллаха!
Сунной же Посланника сегодня, принято считать всё то в его высказываниях и действиях, что было направлено на призыв к вере Аллаха. И со временем, когда Посланника Мухаммеда стали обожествлять, на примере с посланниками Моисеем и Иисусом, его сунна переросла в отдельный источник. Вначале этот источник следовал после Корана, но потом, в некоторых случаях, этот источник стал ровней ему, а иногда ставился и выше Корана. Т.е. хадисы были собранны в сборниках и преподнесены учеными как второй, альтернативный источник наряду с Кораном. По их мнению, кто так думает, хадисы являются толкованием Корана, хотя Аллах толкует Коран сам и не позволяет это никому! Об этом говорится так:
«Алиф, лям, ра. (Скажи:) это – Писание, аяты которого ясно изложены, а затем (подробно) разъяснены мудрым, ведающим (Аллахом). (Это для того,) чтобы вы не поклонялись никому, кроме Аллаха. А я (Мухаммед) для вас являюсь лишь увещевателем и благовестником от Него» (Худ 11/1-2).
Аллах продолжает:
«Какой бы пример (вопрос) они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину (ниспосылали ответ) и наилучшее толкование (тафсир)» (25/33).
«Этот Коран не может быть сочинением кого-либо, кроме Аллаха. Он является подтверждением того, что было до него и разъяснением (тафсилем) Писания от Господа миров, в котором нет сомнения» (Юнус 10/37).
Раскрывая значение понятий хадис и суннат по Корану, невольно вспоминаются еще и те слова от Посланника Аллаха, в которых он говорил так: «Я оставляю вам Книгу Аллаха»!
Как известно, сразу после смерти Посланника в исламе появились две противоборствующие стороны (течения). Одно из них – это Ахли суннат валь-джамаат, а другое – Ахли бейт. Или, иначе говоря, – шииты и сунниты. Первыми появились шииты, то есть хариджиты. А чтобы бороться с этими вышедшими анархистами появились сунниты. Так они по сей день и борятся…
Кроме этого обе стороны чтят как Коран, так и сунну. Если Коран у всех один, то сунна у всех разная. В Коран ничего нельзя привнести, а вот в виде хадисов от Посланника можно сказать что угодно и за кого угодно. И на одном примере, хотя их очень много, можно озвучить один и тот же хадис шиитов и суннитов.
Так группа из суннитских хадисологов к словам Посланника: «Я оставляю вам Книгу Аллаха» добавила в конец еще: «и мою Сунну», что в итоге получилось: «Я оставляю вам две вещи: Книгу Аллаха и мою Сунну». А шииты подумали иначе и добавили: «Я оставляю вам две вещи: Книгу Аллаха и Ахли бейт». Поэтому шииты сегодня, во весь голос кричат о том, что они являются приверженцами Ахли бейта. Одним словом, этот хадис фактически был переосмыслен сторонами в их пользу. И это было сделано по соображениям не только научным, но и социально-политическим…
На самом деле, обе стороны не учли те важные и достоверные хадисы, в которых Посланник Аллаха призывал только к Корану. Вот что говорит Посланник:
- «Я оставляю вам Коран. Вы не сойдете с пути, если будете соблюдать его и беречь».
- «Я оставляю вам книгу Аллаха, вносящую ясность и ведущую по правильному пути. Соблюдайте Коран и следуйте только ему».
- «Не забывайте о Коране. Он как вервь, ниспосланная нам Аллахом. Держащийся за нее, найдет правильный путь, бросивший же потеряется».
Повторим, суннат – это действующий закон Аллаха, который действует в обществе. Когда в обществе присутствует Посланник, тогда он лично на своем опыте демонстрирует практичность и исполнительность предписаний Аллаха. После Посланника же в обществе продолжает действовать закон Аллаха. Но теперь люди ориентируются уже не на Посланника, который при жизни был примером и образцом, а ориентируются прямо на Коран. Естественно, и его опыт не остается без внимания, но основой все же является Коран. Ибо Посланник при жизни призывал только к Корану. Поэтому он не мог сказать: «Я оставляю вам две вещи: Книгу Аллаха и мою Сунну» или «Книгу Аллаха и Ахли бейт».
Подчеркнем, что когда мы говорим, что нужно следовать только по Корану, это не означает, что мы отвергаем всю «сунну Посланника и его хадисы». Мы принемаем только те хадисы, которые достоверные и совпадают по смыслу с аятами Корана!
Как видим, среди приводимых хадисов нет согласованности и каждый из них говорит о разном. Создается впечатление, что ученые сочиняли их от себя, подчиняя это свое сочинительство заранее заданным задачам. Это создает дополнительные трудности в иследовании Корана, когда это исследование обращается только к хадисному материалу. Единственный выход в этом вопросе состоит в повторном изучении хадисов, в соотнесении их с Кораном для установления их объективной истинности. Критерий состоит в том, что хадисы, не имеющие оснований в Коране, не могут рассматриваться как истинные (достоверные)…
Теги: что в Коране означают термины суннат и хадис, я оставляю вам две вещи, Книгу Аллаха и мою Сунну, Книгу Аллаха и Ахли бейт, сунна, путь Аллаха, путь Посланника.
Ваш комментарий