Р. Васипов. Говорится ли в Коране о шиизме и суннизме?
В подробности возникновения этих двух направлений в исламе входить не буду, потому что они политизированы. Но хотелось бы рассказать об отношении Аллаха к тем мусульманам, которые разделились в вере. В свете Корана мы узнаем, что Аллах запрещает деление в вере. В Коране нигде не сказано, что мусульмане должны организовать шиитское или суннитское направление в вере. И многим, знающим эту тему, знакомо противостояние между шиитами и суннитами. А самое странное, это то, что они смотрят друг на друга с ненавистью, но при этом каждый считает себя на верном пути Аллаха.
Аллах в суре Араф, говорит так: «Алиф, лям, мим, сад. Тебе ниспослано Писание, которое не должно сжимать твою грудь (смущать тебя). (Коран ниспослан тебе), чтобы ты увещевал им и наставлял верующих. Следуйте же за тем (Кораном), что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за другими помощниками, кроме Него (Аллаха). Как же мало вы поминаете назидание!» (Араф 7/1-3).
Итак, в аяте упоминается выражение авлия, т.е. друзья или помощники. Авлия в исламской традиции является чином людей, которых превознесли перед Аллахом и обожествили сами же люди. Таких авлия в исламе очень много. В сознании людей это либо основатели мазхабов, либо тарикатские шейхи, либо основатели хадисной литературы или др. Безусловно, всем этим людям нужно отдать должное за их вклад в историю ислама. Но закрывать врата иджтихада и делать их объектами поклонения, принимая только их решение и отвергая решения последующих ученых, вот это и является несправедливым и неприемлемым. Так поступали и поступают сегодня иудеи и христиане. Это они обожествили своих ученых и богословов. Как ни странно, но и мусульмане идут по их же стопам. Аллах в суре Тавба говорит так:
«Они (иудеи и христиане) признали своих ученых и священников господами, помимо Аллаха, а также Мессию, сына Марьям. А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет другого божества. Он превыше того, что они придают (Ему) в партнеры!» (Тавба 9/31).
Аллах запретил в аяте обожествлять ученых и богословов, но мусульмане нарушили этот запрет Аллаха. Потому, что многие из них до сих пор утверждают, что без мазхабов мусульмане сегодня не поняли бы Коран и заблуждались бы в фикхе (праве). А без Сахиха Бухари и другой хадисной литературы не было бы ислама. Шейхи суфистов, это вообще особая категория. Только они являются друзьями авлия Аллаха. И только через них можно постичь Аллаха. Потому, что они могут свидетельствовать за нас в Судный день. А Коран не понятен без толкования и разъяснения ученых. И т.д. Эти, выводящие за рамки Корана слова, можно продолжать. Ибо по отношению к Корану все они являются необоснованными.
Изучая проблему понимаешь, что традиционная вера отдалила людей от понимания Корана. А система религиозного образования пришла в такое состояние, что предлагает мусульманину пройти через дебри разногласий мазхабов, через мистические тарикаты, и наконец через достоверную и недостоверную хадисную энциклопедию. Но пройдя все это не гарантирует, что вы познаете Коран должным образом. Заметим, что изучение Корана Кораном ведет к воспитанию образованных и свободно-думающих мусульман. Но панимающие Коран и практикующие его предписания люди сегодня не востребованны. Такое положение вещей идет со времен правления Амавитов и Аббаситов и так продолжается по сей день…
Аллах говорит еще об одном важном моменте. Это то, что Коран собрал всех уверовавщих в него в единое целое. И это единое, Аллах в Коране называет – уммой! Аллах категорически запретил мусульманам делить религию и делиться на группы в ней. Подчеркнем, что мусульмане сегодня не являются единой уммой. Аллах говорит так:
«Воистину, ваша умма – умма единая, а Я – ваш Господь. Бойтесь же меня! Но они поделили свою религию на части и каждая секта радуется тому, что имеет» (Муминун 23/52-53) (см.: 30/32).
«Крепко держитесь за вервь (Книгу) Аллаха, все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами. Ведь это Он сплотил ваши сердца. И по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю огненной пропости, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам свои знамения. Быть может, вы последуете прямым путем» (Али-Имран 3/103).
В начале было сказано, что шиизм и суннизм противостоят друг другу. Эти направления в вере стали развиваться на религиозно-политической почве. Настоящая вера это та, которая основывается на предписаниях Корана и не предусматривает никакое деление верующих на шиитов и суннитов. Но к сожалению, вера сегодня подчинена исключительно интересам этих сторон.
Повторим, что таких понятий как шиизм и суннизм в Коране нет! Их придумали сами люди. Общее название всех верующих по Корану – это единая умма. Поэтому Аллах восхваляет в Коране ту умму, которая следует только по предписаниям Корана! Говорит так:
«Вы являетесь лучшей из общин (уммы), вышедшей на благо человечества. (Отличаясь тем, что) повелеваете совершать добро, удерживаете от зла и веруете в Аллаха. А если бы люди Писания уверовали, то это для них было бы лучше. Среди них есть верующие, но большинство их являются нечестивцами» (Али-Имран 3/110).
А еще, Аллах в Коране называет всех верующих мусульманами. Это очень важно! Верующие сегодня забыли кто они! Потому и называют себя шиитами, суннитами, ханафитами, шафиитами, джафаритами, салафитами, ваххабитами, кадаритами, накшибандитами и т.д. К чему все это! Ведь Аллах призывает нас совсем к другому. Он говорит так:
«Усердствуйте (проявляйте усилие) на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова (была) вера и вашего отца Ибрагима. (О, люди! Аллах) назвал (нарек) вас мусульманами раньше и сейчас, чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях. Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха. Он – ваш покровитель. Как же прекрасен этот покровитель! Как же прекрасен этот помощник!» (Хадж 22/78).
«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я – мусульманин?» (Фуссилят 41/33).
Теги: говорится ли в Коране о шиизме и суннизме, шииты и сунниты, Хадж 22/78, Фуссилят 41/33, Али-Имран 3/110.
Ваш комментарий