Коран поймут те, кто хочет его понять!
Р. Васипов
Сегодня хотелось бы поговорить на тему, связанную с пониманием Корана. Ведь многие из мусульман уверены, что текст Корана без надлежащего его толкования и комментариев понять невозможно. Но парадокс состоит в том, что Аллах в своей же Книге об этом говорит совсем обратное. Он говорит:
«وَمَا عَلَّمْنَاهُ الشِّعْرَ وَمَا يَنْبَغِي لَهُ ۚ إِنْ هُوَ إِلَّا ذِكْرٌ وَقُرْآنٌ مُبِينٌ»
«Мы не учили его (Мухаммеда) поэзии. И не подобает ему это. Его слова (Слова Аллаха) – это ни что иное, как Напоминание (зикр) и ясный (понятный) Коран» (Ясин 36/69).
«У него ключи к сокровенному и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с его позволения (ведома). Нет ни зернышка во мраке земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании» (Анам 6/59).
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в аятах проходит словосочетание «Куранун-мубин», которое означает ясный, понятный Коран. Таких выражений в Коране очень много, но это никого не заставляет задуматься над этим обстоятельством. Удивительно то, что Аллах говорит о Коране, что он открытый и понятный, а ученые говорят обратное, что не понятен и не доступен, пока к нему не подберешь ключ!
Аллах установил свой ключ к пониманию Корана, который проходит через истинную веру и надежду только на Аллаха, а также привел методологию понимания Корана через толкование аятов аятами.
Но большинство ученых уверены, что единственным ключом к пониманию Корана является толкование Посланника, а вся идея и концепция заключена в сунне и хадисах от него. Такой подход ученых к Книге Аллаха, делает Коран зависимым от Посланника и от самих ученых. Получается, что без помощи и вмешательства человека, Коран – это непонятный набор предложений и слов, которые могут расшифровать только люди-мудрецы, а всем остальным понимание Корана просто не по зубам. Это положение привело к тому, что многие тафсиры (толкования Корана) просто напросто заполнены мнениями ученых, ложными хадисами, мистикой, чудом, самопроизволом и исраилиятом (еврейской традицией).
Итак, предлагаю вам послушать другой аят, который вообще ставит все точки над «и». Аллах говорит: «وَلَقَدْ يَسَّرْنَا الْقُرْآنَ لِلذِّكْرِ فَهَلْ مِنْ مُدَّكِرٍ»
«Мы облегчили (понимание) Корана для поминания (наставления). В таком случае, нет ли (среди вас) вспоминающих (эти наставления)?» (Камер 54/17) (см.: 54/22, 32, 40).
Как видим, в суре Камер Аллах произносит эти понятные слова аж, четыре раза подряд. Аллах открыто говорит, что Коран понятен для всех, кто думает над ним. Но исламские ученые, несмотря на эти Слова, твердо и настойчиво утверждают, что Коран непонятен без толкования его со стороны самого Посланника и со стороны исламских ученых. Следовательно, ученые определили, что толкование Корана со стороны Посланника – это сунна и хадисы, а толкование со стороны ученых – это иджма и кияс.
Давайте подумаем над следующим аятом:
«Алиф, лям, мим, сад. Тебе ниспослана Книга (Коран), чтобы ты увещевал ею и наставлял верующих. И от нее у тебя не будет стесняться сердце. Следуйте за тем, что ниспослано вам от Господа вашего и не следуйте помимо него за другими покровителями (помощниками). Как мало вы размышляете» (Араф 7/2-3).
Аллах в аяте говорит, что ниспослал своему Посланнику только одну Книгу, которая является «вахий матлув». Дословно вахий матлув означает – аяты, читаемые в намазе. Но по традиции вахий матлув – это написанная Книга, ниспосланная Посланнику Мухаммеду как руководство (путеводитель), чтобы он передал её людям в том виде, в каком получил.
Замысел исламских ученых не заставил долго ждать и они придумали к «вахий матлув» иное положение, которое назвали «вахий гайри матлув». С этого момента всё, что имело отношение к Посланнику напрямую или косвенно, всё это ученые определили как сунна и хадисы. Поэтому дословно вахий гайри матлув означает – законы, не читаемые в намазе. А по традиции «вахий гайри матлув» – это устные предания от Посланника, которые имеют силу и вес как Коран, но не являются прямым текстом Корана, а также являются толкованием священных текстов Корана.
Мы не раз повторяли эту тему и видимо, будем еще много о ней напоминать потому, что это явное заблуждение со стороны ученых по отношению к Корану. А выход из заблуждения возможен только так, что людям нужно постоянно напоминать об истине и правде, за которыми пойдут именно те, кто искренне в это верит.
Далее, в вышеупомянутом аяте Аллах предписал своему Посланнику, чтобы он на основе этой ниспосланной ему Книге – Коране, увещевал и наставлял верующим истину, которая должна была привести их к верному пути Аллаха. В продолжении аята Аллах говорит, что Коран, который мы тебе дали не будет сжимать и стеснять твое сердце, то есть мы в Коране упомянем обо всем, о чем тебя спросят и не спросят, чтобы ты не утруждался искать ответы на всевозможные вопросы людей.
А в завершении аята Всевышний говорит, чтобы мы следовали за тем, что ниспослано нам от Него и напоминает, чтобы мы не следовали за другими покровителями и помощниками, помимо Него. И напоминает, что мы очень мало думаем над этими аятами и не размышляем над мирозданием. Потому, что Коран – это такая истина от Аллаха, которая уничтожила всю ложь. Вспомним Слова Аллаха:
«وَقُلْ جَٓاءَ الْحَقُّ وَزَهَقَ الْبَاطِلُۜ اِنَّ الْبَاطِلَ كَانَ زَهُوقاً»
«Скажи: «Явилась истина и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель (унижение и уничтожение)» (Исра 17/81).
А теперь обратите внимание на следующие аяты, которые указывают на то, что Посланник ни один аят Корана не толковал по своей воле и умению. Толкование и разъяснение к аятам в Коране делает сам Аллах. А Посланнику остается лишь передать людям эти разъясненные Аллахом аяты так, как есть. Об этой истине говорится так:
«Отвергающие истину сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?». (Мы не сделали) это для того, чтобы укрепить (Коран) в твоем сердце. (Мы ниспосылали тебе Коран частями), чтобы читать его размеренным чтением. И какой бы пример (вопрос после этого) они тебе не приводили, Мы открывали тебе истину (в Коране) и наилучшим образом (всё) разъясняли (делали тафсир)» (Фуркан 25/32-33).
«Воистину, в рассказах о них (посланниках и прежних народах) содержится назидание для обладающих разумом. (Этот Коран) не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него. (В Коране имеется) объяснение (тафсиль) ко всякой вещи. А для принявших истину (Коран) – это верное руководство и милость» (Юсуф 12/111).
Как видим, все права на разъяснение и толкование Корана, находятся у самого Аллаха. Поэтому вспомним аят, который является основой и дает ответы на все вопросы по этой теме. Аллах говорит так:
«الر ۚ كِتَابٌ أُحْكِمَتْ آيَاتُهُ ثُمَّ فُصِّلَتْ مِنْ لَدُنْ حَكِيمٍ خَبِيرٍ»
«أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا اللَّهَ ۚ إِنَّنِي لَكُمْ مِنْهُ نَذِيرٌ وَبَشِيرٌ»
«Алиф, лям, ра! (Скажи:) это – Писание, аяты которого ясно изложены, а затем (подробно) разъяснены мудрым, ведающим (Аллахом). (Это для того), чтобы вы не поклонялись никому, кроме Аллаха. А я (Мухаммед) являюсь для вас лишь увещевателем и благовестником от Него» (Худ 11/1-2).
Как видим, все, кто поистине читает Коран и старается его понять знают, что Коран объясняется (тафсиль) и толкуется / разъясняется (тафсир) самим Аллахом. Всевышний не позволил это даже своему Посланнику и естественно, не позволит ученым. Но мусульманские ученые, вслед за иудейскими, нарушили это условие Аллаха и написали множество книг разъясняющих Коран. Поэтому аят, который характеризует иудейские преступления в отношении Таврата и Инджиля, полностью характеризует преступления многих мусульманских ученых в отношении Корана. Аят не нужно толковать, ибо он сам говорит за себя:
«Те, кому было поручено придерживаться Таврата и которые не придерживались его, подобны ослу, который везет на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха! Аллах не ведет прямым путем народ, который несправедлив» (Джума 62/5).
В следствии этого люди стали тратить всю свою сознательную жизнь на изучение и познание трудов этих ученых, при этом Коран оставался далеко за пределами этого познания. Множество тафсиров предлагает множество мнений самих же ученых, которые понимали Коран и писали к нему толкования через свою призму виденья, через свою идеологию, через свою культуру, через свои традиции…
Многие ученые настолько все запутали, что большинство тафсиров на многие вопросы не дают ответа вообще. Потому, что научно необъяснимые места, тафсиршики начали объяснять чудесами и мифическим произволом. Простым людям было сложно все это понять, поэтому Коран людям стали разъяснять «богаизбранные» шейхи. Они то и придумали людям новую веру, которая стала полностью отличаться от истинной веры Аллаха, описанной в Коране. Аллах говорит так:
«Воистину, праведная (чистая) вера принадлежит только Аллаху! А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников (говорят): «Мы поклоняемся им потому, что они приблизят нас к Аллаху как можно ближе!». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились. Воистину, Аллах не наставит на прямой путь тех, кто лжет и не верует» (Зумар 39/3).
«Нет сомнения в том, что эта Kнига (Коран), является руководством для богобоязненных. Тех, которые веруют в тайное и совершают намаз. И расходуют из того, чем мы их наделили. И тех, которые веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя. И о будущей жизни у них нет сомнения» (Бакара 2/2-4).
«О, люди Писания! К вам направлен наш Посланник, который открыто доносит (раскрывает) вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и многое не трогает. Ниспослано вам от Аллаха ясное Писание и свет. Этим Писанием (Кораном) Аллах ведет прямым путем тех, кто следует за его благоволением, и по своему соизволению выводит из мрака на свет и направляет их на верный путь» (Маида 5/15-16).
«Это (Коран) – благословенное Писание, которое мы ниспослали и которое подтверждает то, что было до него. Это для того, чтобы ты увещевал Мать городов (жителей Мекки) и тех, кто живет вокруг нее. Те, которые веруют в Будущую жизнь, веруют в него (Коран) и бережливо относятся к своим молитвам» (Анам 6/92).
«Это (Коран) – благословенное Писание, которое мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны. Быть может, вы будете прощены. Мы (ниспослали Коран), чтобы вы не говорили: «Писание было ниспослано только двум общинам до нас и мы ничего не знали о том, что они изучали». Или чтобы вы не говорили: «Если бы нам было ниспослано Писание, то мы придерживались бы прямого пути лучше, чем они». К вам уже явилось ясное знамение от вашего Господа, верное руководство и милость. Кто же несправедливее того, кто считает ложью знамения Аллаха и отворачивается от них? Мы накажем тех, кто отворачивается от наших знамений, тяжкими мучениями за то, что они отворачивались» (Анам 6/155-157).
«Мы ниспослали им Книгу (Коран), которую подробно разъяснили, как руководство (указатель) верного пути и милость для верующих» (Араф 7/52).
«Мы в этом Коране привели (объяснили) людям из каждого примера, чтобы они брали назидание. (Мы) ниспослали Коран на безупречном арабском. Может быть они станут богобоязненными» (Зумар 39/27-28).
«Если бы Мы его сделали Кораном не на арабском языке, тогда они непременно сказали бы: «Почему его аяты не разъяснены детально? Не арабская (речь) и араб?». Скажи: «Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали. А уши неверующих поражены глухотой и они слепы к нему (Корану). Это – те, к которым взывают издалека» (Фуссилят 41/44).
И в завершение хотелось бы представить вам важные факты того, что мысли среди мусульман о непонятности Корана, полностью исходят из иудаизма. Ведь не секрет, что в иудаизме есть аналогичное мнение о том, что Тора (Пятикнижие) не понятна. Итак, представляем вам сведения, которые были полностью взяты из интернета:
«В связи с тем, что текст Торы, а также её истинный смысл достаточно труден для понимания (в том числе даже для изучающих её людей), на протяжении веков иудейские мудрецы пытались комментировать отдельные её положения для остальных людей. Некоторые комментаторы, например Раши (толкователи), подготовили комментарии практически к каждому предложению Письменной Торы. Кроме того, по данным иудейской традиции, Моисей на горе Синай вместе с Письменной Торой получил и устную (так называемые хадисы Моисея или вахий гайри матлув), которые раскрывают глубинный, скрытый смысл, дополняют письменную Тору и объясняют то, что там «не досказано».
Возникает вопрос: Разве может Аллах отправить Книгу, которая будет полна непонятности и недостаточна как руководство для использования? Это же просто абсурд и выдумка самих ученых. Разве Аллах не говорит в Коране так: «Воистину, Мы в Коране дали объяснение на каждый пример. Но большинство людей отвергает все, кроме неверия» (Исра 17/89).
Продолжаем цитировать:
«Многие поколения Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания из поколения в поколение, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее – в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд».
К слову, Талмуд – это аналог нашей хадисной энциклопедии. В иудаизме принято считать, что Талмуд – это якобы слова посланника Моисея, которые Аллах передал Моисею в устной форме и не внес их в основной текст письменной Торы (Пятикнижия). Тоже самое мусульмане думают и о хадисах, то есть то, что они являются «вахий гайри матлув».
Далее говорится:
«Современные издания Талмуда включают комментарии многих выдающихся мудрецов Торы из разных поколений от гаоним (раннее средневековье) до XVII века (17века). Другая часть комментариев вошла в Мидраши. Есть мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба) (ранние мидраши), на книгу Исход (Шмот Рабба). Существует также Тосефта (пояснения и дополнения к Мишне)» (см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тора) (04.10.2019).
Опять же, комментарии к Торе (Пятикнижию) можно сравнить с написанными шархами к хадисам. А Мидраши – это тафсиры к Торе…
Выше мы уже говорили, что никто не имеет права на толкование Корана или других Писаний Аллаха. Ведь Аллах никому из своих посланников не позволял разъяснять свое Слово. Потому, что Он сам его разъясняет. Поэтому ниспослание Мухаммеду (сав) Аллах назвал «Куран-мубин»: «تِلْكَ آيَاتُ الْكِتَابِ وَقُرْآنٍ مُّبِينٍ», то есть: «Это – аяты Писания и ясного (понятного) Корана» (Хиджр 15/1) (См.: 6/59, 36/12).
К слову, в литературе про ясность и понятность Корана сказано очень много. Так, в одном из источников, про слово «мубин» было сказано следующее:
«Арабское слово «мубин» следует переводить более полно, нежели ясный, ясновыраженный, простой. Кроме этого, слово «мубин» передает еще и такие смысловые выражения как: «недвусмысленный, очевидный, не требующий доказательств, не запутанный тайнами возникновения – историческими и смысловыми, нечто такое, что каждый способен понять и осознать для себя как самое важное и необходимое без посредничества священников или персон, облаченных высоким саном» (Перевод Корана с комментариями А. Ю. Али, Изд. дом «Медина», 2007, стр. 285.).
Возникает вопрос, а как Коран, разъясненный самим Аллахом и понятный для всех, кто хочет его понять, стал таким непонятным? Ведь его понимали Абу Джахиль, Абу Ляхаб и другие мушрики. Его понимали и мединские иудеи и все остальные. А то, что они не приняли его и отвергли, это совсем другой вопрос…
А как можно отвергать то, что не понимаешь и совсем непонятно? В итоге получается так, что принимают и отвергают Слово Аллаха именно те, кто понимают его. Другое дело, почему одни принимают его, а другие отвергают. Основная причина того, что Коран отвергают это то, что Коран нарушает интересы многих людей! Аллах говорит так:
«Когда им читаются наши аяты, то те, которые не надеются встретиться с нами, говорят: «Принеси нам другой Коран или замени его!». Скажи: «Я не могу самовольно заменить (Коран), это невозможно. Я следую только тому, что ниспосылается мне. Я боюсь наказания Судного дня, если я ослушаюсь своего Господа». Скажи: «Если бы Аллах пожелал, то я не стал бы читать его (Коран) вам. И Он не оповестил бы вас об этом. Вы хорошо знаете, что до этого я провел целую жизнь среди вас. Неужели вы не уразумеете?» (Юнус 10/15-16).
Ваш комментарий