Р. Васипов. Предназначение Корана!
Вопрос: Как известно, Коран ниспослан для людей живых и активно действующих в жизни. Для того, чтобы они знали, как им быть в разных жизненных ситуациях и в жизни в целом. Об этом стали забывать и Коран стали читать мертвым. На этом фоне появились следующие вопросы: Каково же истинное предназначение Корана? Можно ли читать Коран для душ умерших? Можно ли читать его на могилах людей?
Ответ: Коран – это Зикр (напоминание), руководство (путеводитель), знание (империческое), ниспосланные знамения (аяты), а в сочитании с сотворенными знамениями (аятами) можно достигнуть многих открытий. Поэтому самое главное предназначение Корана – это сообщить человеку об этом необходимом ему знании. Кроме Корана Аллах ниспосылал свое знание и в Библии. Но сегодня говорить будем только о Коране.
Аллах в Коране в понятной форме для человека представил себя. Повествовал о мире и указал человеку, каким ему надо быть, чтобы его же действия пошли ему на пользу и во благо. В этой связи Аллах предписал человеку правила и требует от него их соблюдения. Одним словом, эти предписания Корана надо знать и практиковать. Но к сожалению, это условие должным образом не выполняется ни в нашей жизни, ни на практике. А к Корану уделяется внешее почтение и выводится за грани жизни. Такое отношение к Корану неверно и это положение должно быть исправлено. Ибо Аллах о предназначении Корана говорит так:
«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный (верный, истинный) путь. Он увещевает верующих, которые совершают праведные деяния, благой вестью о том, что им уготована великая награда» (Исра 17/9).
В Коране есть много аятов, которые начинаются со слов: «О, уверовавшие», «о, люди», «о, обладающие разумом», «как мало вы размышляете», «как мало вы благодарите» и т.д. Но там нигде нет: «о, умершие», «о, те, которые лежат в могилах» и т.д. И это очевидно, потому что Аллах обращается только к живым людям. Но от них Он требует размышлять о Коране, но принимать его за «поток звука» и ублажать им только слух, этого Он не предписывал и не требует от людей. Ибо Коран предназначается для живых:
«Мы не учили его (Мухаммеда) поэзии. И не подобает ему это. (То, что он вам доносит) это ни что иное, как напоминание и ясный Коран. (Это для того) чтобы он предостерегал живых, и чтобы сбылось слово относительно неверующих» (Ясин 36/69-70).
«Эта книга, без сомнения, является руководством для богобоязненных» (Вакара 2/2).
Как отмечено, Коран направленный на предостережение живых людей, по высказыванию Аллаха, не даст никакой пользы при чтении его на могилах усопших и для душ умерших. Об этом говорится в следующих аятах:
«Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь услышать призыв глухих, когда они обращаются в спять. Ты не выведешь слепых из их заблуждения. Ты можешь заставить слышать только тех, которые веруют в наши знамения (аяты). Они-то и есть смирившиеся (т.е. мусульмане)» (Рум 30/52-53).
«Нельзя сравнить живых с мертвыми! Воистину, Аллах позволит услышать (весть) тому, кто пожелает (ее услышать). Ты не сможешь заставить услышать (весть) тех, кто в могилах» (Фатыр 35/22).
И еще, одним из хадисов, которым обосновывают допустимость чтения Корана для покойного, является следующий. Передает Ибн Аббас: «Однажды Посланник проходил мимо одной из могил Медины и услышал возгласы двух людей, испытывающих мучения в своих могилах. Посланник сказал: «Они испытывают мучения за малые отступления (грехи)». Но сразу поправился: «Нет, за большие. Один из них был неаккуратен, когда мочился, а другой клеветал и сплетничал». После этого Мухаммед (сас) попросил, чтобы ему принесли пальмовую ветвь. Сломав ее пополам, он воткнул в каждую могилу по половинке. Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха! Зачем ты это сделал?». Он ответил: «Возможно это облегчит (их участь) и это (предполагаемое облегчение) продолжится до тех пор, пока ветки не высохнут» (См.: Аль-Айни. Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. т. 2, с. 430-434; аль-Аскаляни аль-фатхуль-бари би шархи сахих аль-бухари. т. 1, с. 425-430, хадис № 216).
А известный ученый имам аль-Хаттаби про этот хадис сказал: «Данный хадис указывает на желательность (мустахаб) чтения величественного Корана на могилах. Когда от тасбиха дерева ожидаемо и возможно облегчение для умершего, то ожидание и прошение у Всевышнего облегчения для покойного через чтение Корана (над могилой) более благодатно и вероятно».
Хадис, приведенный в пример, противоречит смыслу Корана. И Посланник как-то сомнительно отвечает на вопрос сподвижников. Посланник всегда говорил по нспосланию, т.е. по Корану, об этом говорит Аллах. Но в словах возможно это облегчит их участь нет никакой связи с Кораном. А главное, разве мог Посланник говорящий по ниспосланию сомневаться и сказать возможно? Ведь то, что Посланник говорил по ниспосланию было точно и уверенно, потому что передает Слово Аллаха. Вот по этим и другим причинам этот хадис можно считать несоответствующим истине.
Одним словом, читать Коран мертвым, где бы это ни было, запрещено! Ибо этот запрет установил сам Аллах. Коран – это Книга не для мертвых! Коран предназначен для живых людей. А посещать могилы не запрещено. А тот, кто говорит иначе, он либо не знает Книгу Аллаха, либо он слепо следует сложившейся традиции, либо это действие оправдывает чьи-то материальные интересы…
Теги: предназначение Корана, о уверовавшие, Коран о живых, что говорится в Коране, сура Ясин 36/69-70…
Ваш комментарий