Р. Васипов. Объединение намазов по Корану и сунне
Вопрос: Есть ли в Коране доказательства того, что можно объединять обеденный с послеобеденным и вечерний с послевечерним намазами, как это делают шииты?
Итак, намаз по Корану, известен как древнее поклонение, которое Аллах предписал всем людям в одинаковой форме. Разница лишь в том, что иудеи читали суры в намазе на древнеарамейском или иврите, а арабы – на арабском. А Посланник Нух и его последователи на своем языке… В доказательство можно привести 4-й аят суры Ибрагим: «Мы направляли (к людям) посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они донесли им (Писание). Аллах вводит в заблуждение того, кто желает заблуждаться и ведет прямым путем того, кто желает идти им. Он могущественный, мудрый» (Ибрагим 14/4).
Следовательно, арабам в Коране говорится об известном им намазе, но не о том, который «спустился им с небес». Просто его нужно было совершать на арабском, а также своевременно и не пропускать, указанные в Коране времена. Ибо Аллах не допускает этого даже при боевых действиях…
Аллах говорит так: «Воистину, намаз для верующих предписан (обязателен) в определенное время (сроки)» (Али-Имран 4/103).
«Совершай намаз, когда Солнце перейдет зенит (в сторону запада) и до наступления ночного мрака (в определенные часы) и утренний намаз тоже… Воистину, утренний намаз засвидетельствован» (Исра 17/78).
«Совершай намаз в обоих половинах дня и в то время, когда ночь близка ко дню. Ибо доброе (добродетельное) стирает худое. Это является напоминаием для тех, кто желает думать умом» (Худ 11/114).
Как видим, Аллах в 114-ом аяте суры Худ предлагает совершать намаз в обоих половинах дня. Первая половина – это время, когда Солнце переходит через зенит (т.е. в сторону запада) и заканчивается с его заходом. А вторая – начинается с заходом Солнца и заканчивается с полным исчезновением света на горизонте западного неба. Таким образом первая половина дня включает в себя обеденный и послеобеденный намазы. А вторая – вечерний и послевечерний. Поскольку Аллах не указал точное время начала и конца этих намазов при переходах между ними, постольку Посланник и объединял их. Поэтому совершая обеденный намаз-зухр, он иногда, сразу после него совершал и послеобеденный-аср. Это действие называется «джам-и такдим». А когда Посланник объединял обеденный-зухр с послеобеденным намазом-аср, то это действие называется «джам-и та’хир». Т.е. в первом случае объединяется послеобеденный (аср) с обеденным намазом (зухр). А во втором – обеденный намаз-зухр объединяется с послеобеденным намазом-аср. Это положение распространяется и на вечерний-магриб и послевечерний-иша намазы тоже.
О том, что Посланник объединял намазы и следовал при этом по Корану, на это указывает хадис. Ибн Аббас передает, что ангел Джабраил пришел к Посланнику Мухаммеду дважды, чтобы показать и утвердить время каждого из намазов:
«Джабраил у Каабы стал для меня имамом в намазе два раза (дня). В первый раз (день) мы совершили обеденный намаз-зухр тогда, когда тень от Солнца была в длинну со шнурок. Затем мы совершили послеобеденный намаз-аср тогда, когда тень от Солнца достигала в полную величину любой вещи. Потом мы совершили вечерний намаз-магриб сразу с заходом Солнца. Это время, когда постящийся разговляется. А когда солнечный свет полностью исчез, мы совершили послевечерний намаз-иша. А утренний намаз-фаджр, мы совершили в то время, когда начало светать. А это время называется «фаджри-садик», то есть время, когда постящемуся запрещено есть и пить…
Но когда Джабраил во второй раз (день) стал имамом для меня в намазе, то в этот раз мы совершили обеденный намаз-зухр тогда, когда каждая вещь имела тень в полную величину. А послеобеденный намаз-аср тогда, когда каждая вещь имела тень в двойную величину. Затем мы совершили вечерний намаз-магриб в то же время, как и в первый день. Послевечерний намаз-иша мы совершили в то время, когда прошла треть ночи. А утренний намаз-фаджр мы совершили, когда вокруг было всё светло. Затем Джабраил повернулся ко мне и сказал: «О, Мухаммед, это время для совершения намазов. В это время поклонялись все посланники, которые были до тебя. Время совершения намаза – это время между этими двумя временами» (см.: Абу Давуд. Сунан. Намаз, 393; Tирмизи. Мевакит, 1, № 149).
В заключение скажем, что объединение намазов подтверждается аятами и практикуется Посланником. Стоит помнить, что он объединял только обеденный с послеобеденным, а также вечерний с послевечерним намазами. Другие намазы он не объединял. Но делал он это только в крайних случаях…
Сегодня шииты следуют этой практике Посланника. Но они уже давно пренебрегают этим положением и свели времена намазов к трем, чего Посланник категорически не делал. По Корану намаз нужно совершать пять раз в день и Посланник учитывал это условие. А постоянно совершать намаз, объединяя его в три времени, это уже нововведение самих шиитов.
Поэтому объединять времена только этих намазов можно в случае, если боишься пропустить намаз в пути. А еще это позволяется делать паломникам во время хаджа…
Теги: объединение намазов по Корану и сунне, намаз шиитов и суннитов, когда можно объединять намазы.
Ваш комментарий