Увещевающая функция Посланника (табйин)
Р. Васипов.
Объективный подход к этой теме требует четко сформулированный вопрос. Зададим его: В чем заключается основная функция и роль Посланника в лице наби-расуля, которому был ниспослан Коран? Ответив на этот вопрос мы узнаем, является ли Посланник толкователем Корана, или, он все же увещеватель и благовестник.
Итак. О том, что Посланник не является толкователем Корана, а является лишь его увещевателем и благовестником, об этом говорится в 1-ом и 2-ом аятах суры Худ. А не соглашающиеся с этим тезисом Аллаха, желают сделать из Посланника толкователя и разъяснителя аятов, наряду с самим Аллахом. В этом плане они приводят в доказательство 44-й аят суры Нахль:
«…Этот Зикр (Книгу, Напоминание) Мы ниспослали и тебе, чтобы ты донес (литубейине) до людей ниспосланное для них…» (Нахль 16/44).
Выражение литубейине, которое проходит в этом аяте, мы перевели как доносить (увещевать), но не как толковать Коран, как это принято во многих переводах на русский. Т.е. доносить – это значит передать и рассказать предписания Аллаха людям так, как есть.
В этой связи, с тем, что Аллах обращается к Посланнику литубейине, возникают следующие вопросы:
1) Разве в аяте Аллах Посланнику говорит литуфассира, т.е. сделай тафсир – толкование? Конечно же, нет!
2) Разве в аяте Аллах Посланнику говорит литуфассиля, т.е. сделай тафсиль – подробное толкование? Конечно же нет!
Аллах повеливает своему Посланнику и говорит литубейине, чтобы он донес/передал, рассказал людям Его Слово. А в следующем аяте раскрывается суть слова табйин, которому должен был следовать как Посланник, так и все верующие:
«Вот Аллах взял завет с тех, кому было ниспослано Писание: «Вы обязательно будете доносить (лятубяйинуннеху) его людям и не будете скрывать его…» (Али-Имран 3/187).
«О, люди Писания! К вам направлен наш Посланник (Мухаммед), который доносит (юбейину) вам многое из того, что вы скрываете из (своего) Писания…» (Маида 5/15).
Как видим, из аята 5/15 юбейину означает действие, которое направлено на донесение, а также раскрытие и вынесение чего-либо на свет. К тому же повелительный глагол доносить приводится противоположно глаголу прятать.
В заключение, приведем определение выражению табйин. Табйин – это открытое донесение аятов Аллаха без какого-либо вмешательства и привнесения в них чего-либо со стороны.
В связи с этим подчеркнем, что толкование и разъяснение аятов от самого Аллаха мы получаем тогда, когда создаем связь между надлежащими аятами. А кто приводит свое понимание и толкование Корану и изменяет смысл слов и терминов в нем, Аллах оценивает их так:
«Среди них есть такие, которые искажают Писание своими языками, чтобы вы приняли за Писание то, что не относится к Писанию. (А еще) они говорят: «Это – от Аллаха!». А ведь это вовсе не от Аллаха! Они сознательно возводят навет на Аллаха» (Али-Имран 3/78).
«Горе же тем, которые пишут Писание своими руками, а потом говорят: «Это от Аллаха!», – чтобы приобрести за это ничтожную плату! Горе же им за то, что написали их руки, и горе им за то, что они приобретают!» (Бакара 2/79).
Ваш комментарий