Два доказательства того, что в Коране говорится о пятикратном намазе!
Вопрос: Вот вы всё говорите и говорите, что намаз пятикратный, но никак не хотите предоставить нам свои аргументы. Если вас не затруднит, докажите, что в Коране говорится о пяти временах намаза? Какие аяты указывают на намаз в пять раз в день? Спасибо.
Ответ: Я помню, что кому-то отвечал на этот вопрос, и предлагал ему запастись терпением. Так вот, настал час и истина стала явью. Невозможно скрыть то, что является правдой.
Уважаемые, если подытожить предыдущие три видео о намазе, которые я опубликовал на своем Ютуб канале, то можно будет с уверенностью сказать, что Посланник совершал именно тот, всем известный намаз, который был обязательным для всех людей, начиная от посланника Адама.
Прежде чем начать, я как обычно, попрошу вас уделить ваше драгоценное время и внимание, а также попрошу вас дослушать эту лекцию до конца. И самое главное, не забывайте пройти на линк письменного исследования данного вопроса, который я оставлю в ссылках под видео.
А начнем мы наше исследование с аята 238 суры Бакара:
«حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلٰوةِ الْوُسْطٰى وَقُومُوا لِلّٰهِ قَانِت۪ينَ»
«Берегите ваши намазы (салаваты) (совершайте их вовремя), и средний намаз тоже (салятиль-вуста)! И стойте перед Аллахом смиренно» (Бакара 2/238).
Как видим, в этом аяте о намазе говорится во множественном числе и с артиклем «алифлям», что указывает на то, что эти намазы (салаваты) были известны и обязательны для всех. А чтобы понять суть выражения «для всех», для этого тем, кто не читал предыдущие исследования о намазе, их лучше прочитать.
Далее, мы приведем вам два основных аята и два логических доказательства на основе этих аятов. Но эти доказательства будут служить для тех, кто искренне верит и хочет найти ответ на вопрос. Тот, кто поверит в эти аяты, тот поверит на слово Аллаху, а кто продолжит сомневаться, тем никакие доказательства уже не помогут, потому что они все равно не поверят.
Ведь в Коране есть аяты, в которых открыто говорится о людях, которые даже перед самыми ясными знамениями (чудесами) Аллаха, все равно обращались ко лжи. Наши доказательства не является чудом. Они лишь для тех, кто думает головой, размышляет над аятами и совершает всем известный и обязательный пятикратный намаз, а чтобы в голове не осталось никаких сомнений, подумайте над этим аятом:
«Воистину, в сотворении небес и земли и в смене дня и ночи заключены аяты (знания) для обладающих разумом, которые поминают Аллаха (в намазе) стоя, сидя и на боку. А также размышляют о сотворении небес и земли (и говорят): «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! И защити нас от мучений огня» (Али-Имран 3/190-191).
А теперь внимание, доказательство первое: В арабском языке множественное число начинается с цифры «3» и продолжается не до десяти, а до бесконечности. Нет такого, чтобы множественное число после трех останавливалось на десяти, а потом продолжалось дальше. Наверное, это понимание возникает от незнания арабской грамматики, хотя и на других языках грамматика одинаковая.
Итак, наша задача найти в Коране те пять времен намаза, которые сегодня мы совершаем. Следовательно, наша исходная цифра будет «3», ибо цифры до нее в арабском языке не являются множественным числом, а вот после цифры «3» любое число уже становится множественным, и так до бесконечности.
Поэтому, когда мы говорим «салаваты», то мы уже имеем ввиду три времени намаза. Но в аяте говорится еще и о среднем намазе «салятиль-вуста», которые Аллах соединяет союзом «вав» (и), то есть «حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلٰوةِ الْوُسْطٰى» «Берегите ваши намазы, и средний намаз тоже!». В таком случае, мы имеем уже цифру «4», что указывает на четыре времени намаза. Вот здесь уже, и рухнула теория троекратного намаза. Но у цифры «4» нет середины, тогда о каком среднем намазе идет речь, который мы должны беречь?
Следовательно, чтобы логически получить средний намаз, нам нужно найти середину между числами от трех и до четырех. Но между ними середины не может быть, поэтому мы добавляет еще одно нечетное число и получаем цифру «5», у которой серединой является цифра «3», то есть 1-2-3-4-5. Таким образом мы получаем пять времен намаза, средним из которых является цифра «3».
По Корану средним намазом является вечерний намаз Магриб. Важность среднего намаза заключается в том, что намаз Магриб имеет очень короткий (ограниченный) промежуток времени, поэтому его нужно совершать сразу после заката Солнца. Ведь многие пренебрегают временем вечернего намаза Магриб, поэтому его время мы должны соблюдать наиболее трепетно, как и все остальные времена намазов. Мы должны совершать их вовремя, и не должны пропускать. Поэтому Аллах в Коране и говорит:
«…Воистину, намаз (салят) предписан (обязателен) верующим в определенное (установленное) время» (Ниса 4/103).
Как видим, этот аят нам указывает на то, что у каждого намаза есть временные рамки, потому мы и должны беречь наши намазы в том смысле, что их нужно совершать вовремя и не оставлять на потом. Из этого аята мы еще понимаем, что нет никакого «каза намаза», ибо уже невозможно восполнить пропущенный намаз после того, как его установленное время было упущено.
Таким образом, один этот аят «Берегите ваши намазы (салаваты) (совершайте их вовремя), и средний намаз тоже (салятиль-вуста)! И стойте перед Аллахом смиренно» (Бакара 2/238), уже является открытым указанием на то, что в Коране говорится о пяти временах намаза. Но дело в том, что в Коране имеются и другие аяты, которые указывают на пятикратный намаз. Аллах говорит так:
«وَاَقِمِ الصَّلٰوةَ طَرَفَيِ النَّهَارِ وَزُلَفًا مِنَ الَّيْلِۜ اِنَّ الْحَسَنَاتِ يُذْهِبْنَ السَّيِّـَٔاتِۜ ذٰلِكَ ذِكْرٰى لِلذَّاكِر۪ينَۚ»
«(О, Мухаммед!) Совершай намаз в обоих половинах (частях, светового) дня и в то время, когда ночь близка ко дню! Ибо доброе (добродетельное) стирает худое. Это является напоминанием для тех, кто желает думать умом» (Худ 11/114).
Аллах в аяте «اَقِمِ الصَّلٰوةَ» «акимис-салят» говорит в повелительной форме и снова с артиклем «алифлям», что указывает на то, что и Посланнику и нам повелевается совершать тот известный намаз и выстаивать его так, чтобы это продолжалось постоянно и без каких-либо пропусков. А если мы оставим этот известный намаз и будем пропускать его, не имеет значения с причиной или без, тогда мы станем плохим примером для тех поколений, которые придут после нас. Аллах в аяте говорит:
«Это – те, кого облагодетельствовал Аллах, из числа посланников, которые были потомками Адама и тех, кого Мы спасли вместе с Нухом, и потомками Ибрагима и Исраила (Якуба), и из числа тех, кого Мы наставили на прямой путь и избрали. Когда им читали аяты Милостивого, они падали ниц и плакали. (Но) после них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (наказание, если не раскаяться)» (Марьям 19/58-59).
А теперь внимание, доказательство второе: Итак, возьмем из аята 114 суры Худ ключевое предложение «وَاَقِمِ الصَّلٰوةَ طَرَفَيِ النَّهَارِ» «ва акимис-салята тарафайин-нахáр». В этом предложении проходит слово «طَرَفَيِ» «тараф», что означает часть, сторона, а также слово «النَّهَارِ» «нахар», что означает день или дневная часть суток.
В продолжении аята проходит другое ключевое предложение «وَزُلَفًا مِنَ الَّيْلِۜ» «ва зуляфан миналь лейли». А в этом предложении проходит слово «زُلَفًا» «зуляфан», что значит близкий, а также слово «الَّيْلِۜ» «лейил», что значит ночь, сумерки.
Таким образом, «وَاَقِمِ الصَّلٰوةَ طَرَفَيِ النَّهَارِ» «ва акимис-салята тарафайин-нахáр», означает «совершай намаз в обоих половинах (светового) дня». Следовательно, две половины дня – это обеденное время Зухр и после обеденное время Аср.
А аят, в котором говорится «وَزُلَفًا مِنَ الَّيْلِۜ» «ва зуляфан миналь лейли», означает «и в то время, когда ночь близка ко дню». Следовательно, время, когда ночь близка ко дню – это вечернее время Магриб, после вечернее время Иша и предрассветное время Фаджр. И снова мы получаем пять времен намаза, что второй раз доказывает то, что Посланник совершал пятикратный намаз. Давайте еще раз прочитаем этот аят:
«(О, Мухаммед!) Совершай намаз в обоих половинах (частях, светового) дня и в то время, когда ночь близка ко дню. Ибо доброе (добродетельное) стирает худое. Это является напоминанием для тех, кто желает думать умом» (Худ 11/114).
Как видим, аят открыто указывает на пять времен намаза, о которых Аллах говорит в Коране. Если у вас еще остались сомнения о том, что Аллах в Коране не упоминает о пяти временах намаза, тогда давайте вспомним другие аяты, чтобы окончательно развеять ваши сомнения. Аллах говорит так:
«وَاذْكُرْ رَبَّكَ ف۪ي نَفْسِكَ تَضَرُّعًا وَخ۪يفَةً وَدُونَ الْجَهْرِ مِنَ الْقَوْلِ بِالْغُدُوِّ وَالْاٰصَالِ وَلَا تَكُنْ مِنَ الْغَافِل۪ينَ»
«(О, Мухаммед!) Поминай Аллаха в покорности и страхе, про себя и не громко, (сразу) после полудня (зухр) и до заката (аср). И не будь из тех, кто не внимателен (не пренебрежителен)» (Араф 7/205) (а также см.: Таха 20/130).
Сразу сообщу вам, что во всех переводах слово «بِالْغُدُوِّ» «биль гудувв», которое проходит в аяте, переводится как – утром, что является неверным. Ошибка переводчиков в том, что арабское слово с артиклем «алифлям» – «биль гудувв» означает не утреннее время, а всем известное время сразу после того, как Солнце перейдет зенит, то есть обеденное время. Поэтому «биль гудувв» указывает на время от перехода Солнца из зенита. А слово с артиклем «алифлям» – «валь асаль» «وَالْاٰصَالِ» указывает на всем известное время до заката Солнца, то есть после обеденное время. Отсюда мы понимаем, что эти два слова указывают на времена намазов – Зухр и Аср.
А в следующем аяте Аллах говорит так:
«اَقِمِ الصَّلٰوةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ اِلٰى غَسَقِ الَّيْلِ وَقُرْاٰنَ الْفَجْرِۜ اِنَّ قُرْاٰنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا»
«(О, Мухаммед!) Совершай намаз, когда Солнце наклонится в сторону запада (перейдет зенит) и до наступления ночного мрака (прохлады). И утренний намаз тоже… Воистину, утренний намаз засвидетельствован!» (Исра 17/78) (а также см.: Рум 30/17-18).
В аяте проходит слово «اِلٰى غَسَقِ الَّيْلِ» «иля гасакиль лейль», то есть слово «غَسَقِ» «гасак» с арабского переводится как полное потемнение неба на горизонте заката или ночная прохлада. Эти два признака являются основными предвестниками, которые указывают на окончание времени намаза Иша. Поэтому намаз Иша нужно закончить до начала этих природных признаков.
Подчеркну, что эти два признака действуют в любой точке мира одинаково, чтобы можно было легко определить окончание времени намаза Иша. Но в тех широтах нашей планеты, где встречается такое явление как «белые ночи», там можно определять окончание времени намаза Иша только по одному признаку, а это наступление ночной прохлады. Вы можете даже видеть Солнце на горизонте заката, но будет настолько холодно, что вы поймете о наступлении времени намаза Иша. Ибо одно из значений слова «غَسَقِ» «гасак» – это ночная прохлада, холод. Этот признак природы наступает тогда, когда пропадает естественное солнечное тепло с тех участков земли, куда уже не падают солнечные лучи и наступила ночь.
К слову, раз уж мы говорим о временах намаза, тогда здесь стоит поправить традиционную ошибку о том, что первым намазом является утренний. Подчеркну, что если мы будем говорить, что утренний намаз первый, то мы не потеряем из-за этого веру (иман), но тогда это будет противоречить Корану, а система дня и ночи, которую установил Аллах, будет бессмысленной. Ведь когда заканчивается ночь, с восходом Солнца начинается день, а с закатом Солнца –заканчивается день и начинается ночь.
А вторая традиционная ошибка в том, что некоторые ученые понимают аят «ва кураналь фаджр» (وَقُرْاٰنَ الْفَجْرِۜ) «и утренний намаз тоже», как чтение Корана по утрам. Поэтому некоторые переводчики, которые «хорошо» знают арабский, переводят этот аят так: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях».
Объясню почему здесь нельзя так переводить. Во-первых, в начале аята говорится о повелении совершать намаз, потом Аллах перечисляет времена двух намазов. А после союза «вав» (وَقُرْاٰنَ الْفَجْرِۜ), говорит о третьем времени намаза, которое также относится к повелению «وَاَقِمِ الصَّلٰوةَ» «ва акимис-салята». Во-вторых, слово «куран» (قُرْاٰنَ) в аяте проходит без артикля «алифлям», это потому что речь не о Книге. Слово Куран в Коране всегда используется с артиклем «алифлям» и читается как «аль-Куран». Теоретически выражение «кураналь-фаджр» (قُرْاٰنَ الْفَجْر) означает рассветная заря, которая собирается на востоке, то есть это время фаджри садика, настоящего рассвета, о котором упоминается в 187-ом аяте суры Бакара. В это время нужно завершать сухур в Рамадане и можно совершать утренний намаз Фаджр.
Таким образом, по Корану в 78-ом аяте суры Исра, первым намазом является обеденный, а утренний намаз – это последний намаз в завершении ночи. Следовательно, по Корану два дневных намаза – это обеденный намаз Зухр и после обеденный намаз Аср. А три ночных намаза – это вечерний (или закатный) намаз Магриб, после вечерний намаз Иша и утренний намаз Фаджр.
А в заключение скажем, что в Коране действительно, приводятся названия только трех времен намазов – это Зухр, Иша и Фаджр. А названий Аср и Магриб в Коране нет. Но это не значит, что Аллах повелевает нам только три времени намаза в сутки.
Нам важно узнать процесс и то, что в Коране есть обеденный намаз Зухр, о котором говорится в аяте «лидулюкиш-шамс» (لِدُلُوكِ الشَّمْسِ) «когда Солнце наклонится в сторону запада». А в 130-ом аяте суры Таха говорится о после обеденном намазе Аср – «кабля гурубиха» (قَبْلَ غُرُوبِهَاۚ) «до заката Солнца».
О вечернем намазе Магриб говорится в 17-ом аяте суры Рум – «хина тумсуна» (ح۪ينَ تُمْسُونَ) «когда вы достигнете вечера». А в 78-ом аяте суры Исра говорится о после вечернем намазе Иша «иля гасакиль лейль» (اِلٰى غَسَقِ الَّيْلِ) «и до наступления ночного мрака (прохлады)». Об утреннем намазе же говорится во многих аятах Корана. Например, в 17-ом аяте суры Рум – «ва хина тусбихун» (وَح۪ينَ تُصْبِحُونَ) «и достигните утра» и в 78-ом аяте суры Исра – «ва кураналь-фаджр» (وَقُرْاٰنَ الْفَجْرِۜ).
По поводу времен намаза, также есть достоверный хадис, который соответствует по сути и смыслу с приведенными аятами. Его передает Ибн Аббас. В этом хадисе говорится, что ангел Джабраил приходил к Посланнику Мухаммеду дважды в человеческом обличии, чтобы показать, в какое время совершается каждый из намазов. А также в нем проходит уточнение, соответствующее Корану, когда постящийся должен закончить завтрак и начать соблюдать новый день поста:
«Джабраил у Каабы стал для меня имамом в намазе два раза (дня). В первый раз (день) мы совершили обеденный намаз Зухр, тогда тень от Солнца была в длинну со шнурок от туфель. Затем мы совершили после обеденный намаз Аср, тогда тень от Солнца достигала в полную величину любой вещи (то есть равную себе по размеру). Потом мы совершили вечерний намаз Магриб с заходом Солнца. Это время, когда постящийся разговляется (делает ифтар). А когда солнечный свет полностью исчез, мы совершили после вечерний намаз Иша. А утренний намаз Фаджр, мы совершили в то время, когда начало светать. А это время называется «фаджри-садик», то есть время, когда постящемуся запрещено есть и пить.
Но когда Джабраил во второй раз (день) стал имамом для меня в намазе, то в этот раз мы совершили обеденный намаз Зухр тогда, когда каждая вещь имела тень в полную величину. А после обеденный намаз Аср тогда, когда каждая вещь имела тень в двойную величину. Затем мы совершили вечерний намаз Магриб в то же время, как и в первый день. После вечерний намаз Иша мы совершили в то время, когда прошла одна/треть ночи. А утренний намаз Фаджр мы совершили, когда вокруг было уже светло. Затем Джабраил повернулся ко мне и сказал: «О, Мухаммед, это времена для совершения намаза. В это время поклонялись все посланники, которые были до тебя. Время совершения намаза – это время между этими двумя временами» (см.: Абу Давуд, Сунан, Намаз, 393; Tирмизи, Мевакит, 1, № 149).
Итак, мы постарались ответить на поставленный вопрос и думается, что нам удалось доказать то, в чем многие сомневались и разделились во мнениях. Чтобы уметь правильно доказывать по Корану, нужен правильный метод и подход к нему. А доказывать по традиционной схеме: аят-хадис-мнение ученных – этот метод, к сожалению, не решает проблемы и не отвечает на вопросы мусульман в достоверной форме. Мы надеемся, что каждый, кто ознакомится с этим исследованием, извлечет для себя большую пользу.
Теперь вы узнали, что в Коране говорится о всех пяти временах намаза. Но среди вас будут и те, кто все это отвергнет или будут критиковать по незнанию. И все же, я скажу, пусть те, кто стремился свести пятикратный намаз к троекратному, задумаются над этими доводами и перестанут разносить ложную информацию. И если они осознают свою ошибку, то пусть публично извинятся и объявят об этой ошибке, ибо на них будет проклятие Аллаха.
«Поистине, скрывающие то, что Мы ниспослали из ясных аятов и истинного руководства после того, как Мы разъяснили это людям в Писании (Коране), – их проклянет Аллах и проклянут проклинающие. Кроме тех, которые раскаялись, исправились (исправили ошибку) и провозгласили (публично истину). (Вот тогда) Я приму их покаяния. Ведь Я – принимающий покаяния, милосердный!» (Бакара 2/159-160).
Ваш комментарий