Когда человек считается путником и как сокращать намаз?
Вопрос: Как определить с какого момента человек считается путником, и до скольки ракатов сокращать каждый из намазов?
Ответ: Аллах в Коране говорит так:
«Когда вы выходите в путь и опасаетесь нападения со стороны кяфиров (отвергающих аяты), тогда на вас не будет греха, если вы сократите намаз (ракяты). Воистину, кяфиры – ваши явные враги» (Ниса 4/101).
Судя по этому аяту, человек считается путником с момента, когда он приготовился к реальному путешествию на определенное время. Если вы собрались поехать в дальний путь, к примеру, на 100 км. зная, что вернетесь в тот же день, тогда вы не являетесь путником, потому что ваша рабочая поездка туда и обратно не вызывает у вас особого чувства путника. Но если вы приготовились и поехали на это расстояние на полные один или два дня, тогда вы считаетесь путником. А если вы выехали из города постоянного проживания в другой город на один или два дня, где у вас также есть дом или квартира, тогда вы не считаетесь путником, ибо вы из одного своего дома приехали в другой свой дом. А те расстояния и дни, которые указаны в мазхабической литературе, полностью относятся к расчетам тех исторических времен, когда люди передвигались на лошадях, верблюдах и повозках. Сегодня же многое изменилось…
Таким образом, человек, который решил путешествовать, у него должно проявиться чувство путника еще до выхода в путешествие, а когда он уже выйдет в путь, тогда он будет считаться полноценным путником.
Следовательно, если человек приготовил чемодан, сел в автобус или в личный автомобиль и выехал из своего места проживания на три дня или менее этого, тогда такой человек считается путником. Поэтому, когда вы едете в другой город, зная, что возвратитесь в течение трех дней, вы являетесь путником.
Постараюсь обосновать свои слова, почему взят именно такой расчет времени в три дня. Во-первых, в Коране об этом нет ни единого аята, где Аллах указал бы на количество дней, в рамках которых человек является путником. Этот расчет Аллах оставил на наше усмотрение. Теоретически, куда бы человек временно не поехал, там он является гостем. Даже в народе говорят, что путник является гостем только три дня. Поэтому представьте, что вы поехали в гости к своим родственникам навестить их в другую страну. Вы хорошо знаете, что останетесь там, к примеру, пять или семь дней. В таком случае вы не являетесь путником, ибо через три дня гость практически становится частью семьи.
А теперь давайте оживим эту ситуацию. Первый день у родственников или в отеле вы чувствуете себя как гость, вы скромны, ничего не знаете и нуждаетесь в помощи. Второй день, вы уже раскованы и уже уверенно ориентируетесь во всем, чем в первый день. А в третий день, вы уже все знаете и ведете себя в гостях, примерно, как у себя дома. На четвертый же день вас уже принимают как за члена семьи, вы даже можете стать свидетелем неприятных сцен между домочадцами. На пятый день, вы уже порядком поднадоели всем, и вам будет казаться, что вас уже не желают. А шестой и седьмой дни вы представьте уже сами.
Практически, из этого примера можно понять психологию гостя и хозяев дома. Поэтому примеру можно сказать, что три дня, которые гость находится в гостях, указывают на статус путника. Следовательно, человек является путником только в течение трех дней, более трех дней гость уже является обычным сожителем.
А еще по этой теме, в качестве практического материала можно вспомнить слова Посланника:
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает радушный прием своему гостю в качестве дара ему». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, а каков размер его дара?» На что он ответил: «Один день и одну ночь! А в целом, гостеприимство следует оказывать в течение трех дней, а все, что сверх этого, будет уже милостыней для гостя» (передает Муслим).
Ученые разъясняя эти слова Посланника говорят, что к числу проявлений гостеприимства можно отнести приветливое выражение лица хозяина, встреча гостя с прекрасными словами и пожеланиями, кормление его в течение трех дней. Первый день – наилучшими из блюд, а оставшиеся два – обычной едой, которую едят обитатели дома, дабы не стеснять гостя и не обременять себя. Что касается проявления гостеприимства свыше трех дней, то каждый новый день будет засчитан хозяину как милостыня для своего гостя, и если он желает, то может пойти на это, а если нет – то он ничем не обязан перед своим гостем.
Таким образом, ученые поясняют, что под словами: «Один день и одну ночь!..», есть указание на необходимость проявлять особо чуткую заботу о своем госте в течение одного дня и одной ночи, а также максимальную почтительность и добро по отношению к нему. Что же касается второго и третьего дня, то хозяину следует угощать гостя обычной едой, приготовление которой не доставит ему особых хлопот и сложностей.
В другой версии этих слов Посланника говорится: «Не разрешается мусульманину оставаться у брата своего столь долго, что он начнёт вводить его в грех». То есть нельзя гостю оставаться у хозяина дома более чем на три дня, поскольку это может привести к тому, что хозяин станет злословить о нем за его спиной, строить о нем нехорошие домыслы или, хуже того, причинит ему какое-либо зло. Все это вполне вероятно, если гость останется в доме хозяина свыше трех дней, за исключением случаев, когда хозяин сам будет настаивать на этом…
Следовательно, верующий находящийся в пути до трех дней может сокращать свои намазы, а тот верующий, который останется в пути более трех дней, не является путником и может совершать намазы в полную меру. А вот если верующий, который наметил себе посетить несколько городов, и он знает, что это продлится неделю, но по его расписанию он должен будет прибывать в каждом городе по одному дню, тогда он все равно является путником.
Подчеркну, что Аллах в Коране не установил эти и другие условия, Он оставил это определение на наш выбор. Поэтому, чтобы считаться путником, нужно иметь намерение на путешествие и естественно чувствовать себя таковым, даже до выхода в путь. Кроме этого, чтобы считаться путником, вы должны оставаться в одном месте не более трех дней. Более трех дней, человек уже не является путником…
Следовательно, по выше прочитанному аяту можно сказать, что путник может сокращать только четырехракятные намазы – это обеденный намаз Зухр, после обеденный намаз Аср и после вечерний намаз Иша, совершая их по два ракята. Утренний намаз Фаджр и вечерний намаз Магриб не укорачиваются. Дополнительные намазы, помимо обязательных, можно не совершать.
Подчеркну, что сокращать намазы в пути – это милость Аллаха и Его предписание. Поэтому те верующие, которые отказываются от этой милости Аллаха совершают неверный поступок игнорируя предписание Корана.
Ваш комментарий