Что салафиты запрещают на основе шестого аята суры Лукман?
Вопрос: Я хотел бы у вас спросить по поводу музыки в исламе. Прочитал много статей и прослушал много разных шейхов, но убедился в том, что все говорят по-разному. Смотрю переводы Корана суры Лукман 31/6 аят, который ставят в доказательство тому, что музыка харам и не могу понять, одни переводчики переводят иначе, чем другие. Дайте пожалуйста достойный ответ.
Ответ: Спасибо за вопрос. Хотелось бы сказать, что Аллах в Коране нигде не говорит о запрете петь или играть на музыкальных инструментах. За запретом на музыку и пение в исламе в основном стоят салафитские течения. Те ученые, которые запрещают музыку и пение в исламе опираются на шестой аят суры Лукман.
Предлагаю посмотреть на этот аят, который используется в качестве запрета музыки и песен. Аллах говорит так:
«وَمِنَ النَّاسِ مَن يَشْتَرِي لَهْوَ الْحَدِيثِ لِيُضِلَّ عَن سَبِيلِ اللَّهِ بِغَيْرِ عِلْمٍ وَيَتَّخِذَهَا هُزُوًا أُولَئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ مُّهِينٌ»
«И среди людей (шайтанов) есть такие, которые не имея знаний, покупают обманчивые слова (ложные рассказы и истории), чтобы сбивать (ими) других с пути Аллаха и высмеивают этот путь (с его последователями). Вот им и уготовано унизительное наказание» (Лукман 31/6).
«وَإِذَا تُتْلَى عَلَيْهِ آيَاتُنَا وَلَّى مُسْتَكْبِرًا كَأَن لَّمْ يَسْمَعْهَا كَأَنَّ فِي أُذُنَيْهِ وَقْرًا فَبَشِّرْهُ بِعَذَابٍ أَلِيمٍ»
«А когда ему читают Наши аяты, он высокомерно отворачивается, будто он не слышал их, словно у него глухота в ушах. (О, Мухаммед!) Обрадуй его мучительным наказанием!» (Лукман 31/7).
Как видим, в 6-ом аяте суры Лукман вообще не говорится о запрете песнопения и игре на музыкальных инструментах. Это придумали салафиты и еще кто-нибудь! Вопрос песнопения и музыки Аллах оставил на наше усмотрение. Песни и музыку можно сравнить с ножом. Аллах не запрещает пользоваться ножом, но мы знаем, что ножом можно резать хлеб, и можно убить человека. Тогда зачем запрещать то, что не запрещает Аллах?! Люди должны сами понимать и своим умом разбираться в этих вопросах. Но когда салафитские шейхи берутся устанавливать свои харамы и халяли, тогда это получается не религия Аллаха, а религия салафитов!
Каждый мусульманин, который читает Коран знает, что устанавливать свои решения (харамы и халяли) помимо Аллаха – это прямое вмешательство в религию Аллаха, которую Он завершил и дал нам в ней ровно столько, сколько нам нужно. Религия Аллаха не усложненная, а упрощённая, чтобы никто не принимал ее по принуждению. Ибо религию Аллаха нужно принимать искренне, покорно и ради довольства Аллаха.
Здесь стоит подчеркнуть, что в тафсирах приводятся несколько классических версий, по причине которых якобы были ниспосланы эти аяты и последовал запрет на музыку и пение. В риваятах (приданиях) говорится, что некий Надир бин Харис, был одним из мекканских многобожников, который пытался постоянно мешать Посланнику Мухаммеду в распространении аятов Корана. Для этого он покупал книги, содержащие греческие и персидские сказки, и говорил мекканцам: «Мухаммад рассказывает вам сказки о племенах ад и самуд. А я расскажу вам истории о Рустаме, Исфендияре и Цезарях». Таким образом он развлекал многобожников и пытался помешать людям слушать Коран.
А в другой версии говорится, что он специально приводил для этой цели девушек-певиц. И когда он слышал, что кто-то находился под влиянием Посланника Мухаммеда, он немедленно посылал эту девушку за этим человеком и наставлял ей, чтобы она накормила его, напоила и очаровала его своими песнями, чтобы он отвернулся от него и был с ней. И Харис говорил людям, которых развлекал: «Ну что, разве это не лучше, чем то, к чему призывает Мухаммед: к молитве, посту, сражению и смерти на пути Аллаха?» (см. Куртуби, аль-Ками, XIV, 52).
А теперь, хотелось бы представить вам переводы, в которых переводчики приписывают в аят то, о чем Аллах вообще не говорит, а потом на этой ложной основе, ложь выдают за истину, и запрещают то, чего не запретил Аллах.
Итак, перевод от Эльмира Кулиева:
«Среди людей есть такой, который покупает потешные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения».
Перевод от Абу Аделя:
«И среди людей есть такой [[Этот аят был ниспослал по поводу Надр бин Хариса, который купил себе рабыню-певицу, чтобы удерживать людей от пророка Мухаммада. Когда кто-либо хотел пойти к Пророку, чтобы узнать что-либо об Истине, Надр ибн Харис говорил своей рабыне: «Накорми и напои этого человека и затем спой ему. Это лучше чем то, к чему призывает Мухаммад».]], кто покупает забавную историю [все, что отвлекает человека от повиновения Аллаху], чтобы сбить (людей) с пути Аллаха без всякого знания, и обращает эти [знамения и слова Аллаха] в насмешку. Такие – это те, для которых (уготовано) унизительное наказание».
Перевод от ас-Саади:
«Среди людей есть такой, который покупает потешные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения».
Как видим, мусульманин, который будет читать эти переводы, будет невольно запрещать себе все то, что не запретил ему Аллах. Конечно, здесь не говорится о том, что раз Аллах не запретил песни и музыку, тогда нужно бежать на концерт Мадонны или Леди Гаги. Нет, конечно. Ибо, не каждая песня и музыка считаются достойными, чтобы их слушали. Есть очень много отвратительных песен, которые делятся на классификации в музыкальном жанре. Мусульмане не должны слушать непристойные песни и музыку вообще.
Следовательно, на основе этого аята, мусульмане делятся на группы. Одни мусульмане вообще не слушают музыку и песни, другие слушают классические музыкальные произведения и душевные песни о родине, о любви, о красоте, о природе, а другие слушают только религиозные песни. Но те, которые вообще не слушают музыку и песни, они не имеют права запрещать, потому что прямого запрета в Коране и в достоверных хадисах нет. Если был бы запрет Аллаха, тогда Посланник на свадебном торжестве своей дочери Фатимы запретил бы женщинам играть на ударном инструменте и танцевать.
И наконец, к песням и музыке нужно подходить избирательно и с умом. Нельзя слушать всё подряд. Главное нужно учитывать при прослушивании музыки, чтобы она не отвлекала человека от поклонения Аллаху, а слова песен не вводили в грех.
И ещё, обратите внимание на последние аяты суры Шуара, вы увидите, что в одном аяте Аллах осуждает поэтов, а в другом – наоборот хвалит их. Тех поэтов, которые пишут праздные и бессмысленные вещи – Аллах осуждает. А тех поэтов, которые пишут на пути Аллаха и являются уверовавшими – их Аллах хвалит. Следовательно, если в Коране нет прямого запрета или дозволения на музыку и пение, тогда в этом отношении нужно учесть аяты из суры Шуара и решить этот вопрос по разуму и по Книге Аллаха. Он говорит так:
«Хотите знать на кого нисходят шайтаны? Они нисходят на каждого грешного клеветника. Они (грешники) слушают шайтанов, и большинство из них являются лжецами. А за поэтами следуют заблуждающиеся. (О, Мухаммед!) Разве ты не видел, как они бродят по всем долинам (преувеличивая хвалу и порицание)? И говорят то, чего не делают. Кроме тех (поэтов), которые уверовали, совершают праведные деяния, премного поминают Аллаха и защищаются после того, как с ними поступили несправедливо. А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, какой конец их ожидает» (Шуара 26/221-227).
Ваш комментарий