Р. Васипов. Хадис и хадисы кудси, сунна и суннат, вахий матлув и вахий гайри-матлув
В исламской традиции каждый из этих терминов имеет особое значение. Но замечу, что традиционное значение таких понятий как суннат или хадис, на сегодняшний день, отличаются от коранических. Об этом отличии я и хотел бы рассказать вам.
Возможно эта тема у многих слушателей вызовет недоумение. Но аяты Корана рушат традиционное и общепринятое мнение. Тема очень сложная, поэтому предлагаю вам дослушать ее до конца. Приведенные аяты не являются моим толкованием, они всего лишь являются переводом с арабского. Потому, что моя задача не толковать аяты, а передать их так, как есть и на понятном слушателю языке. И еще, прежде чем делать любой опрометчивый вывод и необъективное высказывание, по поводу этого материала, предлагается сначала изучить тему досконально, а после критиковать по праву.
Итак, как известно, по традиции в исламской литературе используется много терминов и понятий, которые были позаимствованы учеными из Корана. Эти термины и понятия взяты в целях определения традиционной исламской мысли. Таким образом эти выражения из Корана, в традиционной исламской обработке, приняли совсем иное значение. Например, сунна или суннат. Эти выражения в Коране имеют одно значение, а в исламской традиции совсем другое. То есть ученые позаимствовали этими выражениями из Корана, но почему-то дали им свои определения. А теперь об этом подробно.
Начнем с того, что в Коране значит слово «хадис». Аллах говорит так: «Аллах ниспослал наилучшее Слово (Коран) – Писание, (аяты которого) сходны (муташабих) и повторяются (месани)» (Зумар 39/23).
Как видим, в 23-м аяте суры Зумар проходит выражение (الْحَدِيثِ أَحْسَنَ), которое означает «наилучшее слово». Этим выражением Аллах называет только свои Слова. Но почему-то исламские ученые решили использовать это слово в обозначении слов Посланника. Так слово хадис, с тех пор, активно используется в хадисологии как наилучшее слово от Посланника.
А в 23-м аяте суры (Фатх) проходит выражение (اللَّهِ سُنَّةَ), которое означает «установленный, неизменный закон Аллаха». Аллах говорит так: «Это – установленный заранее закон Аллаха. В законах Аллаха ты никаких изменений не найдешь» (Фатх 48/23) (см.: 17/77, 33/62).
Это выражение Аллах применяет к своим законам, которые Он устанавливает в том или ином обществе. Естественно, что свод этих законов (суннатов) ниспосылается посланнику в виде вахия для того, чтобы он донес их людям своего общества. Но почему-то исламские ученые решили использовать это слово в обозначении всех высказываний и действий со стороны Посланника. Так термин сунна или суннат, с тех пор, активно используется в хадисологии как закон или традиция Посланника Мухаммеда (сав). Учитывая отношение традиционного ислама к словам и действиям Посланника, ученые сделали его полноправным законодателем в вере, наряду с Аллахом.
К слову, в хадисологии есть еще такое понятие как хадисы-кудси. Ученые разделили хадисы, на кудси и не кудси. Хадисологи присвоили хадисам-кудси даже его терминологическое значение, которое звучит так: «Смысл от Аллаха, а высказывание от Посланника». Получается, что кроме Корана есть еще один источник!? И этот альтернативный источник Корану называется – хадисы!? Разве такое возможно?! Да, хадисы есть и их никто не отрицает, но они не являются никаким вторым источником наряду с Кораном.
По поводу слова хадис. Замечу, что ни один исламский ученый, кроме Имама аш-Шафия, не говорит об изречениях Посланника, что его слова – это хикмат (мудрость). По Корану слова Посланника являются не хадисами, а самым настоящим хикматом. То есть хадисы Посланника являются мудростью, выведенным верным решением из Корана. Аллах говорит так: «…Мы послали вам посланника из вашей среды. Он читает вам наши аяты, воспитывает вас, обучает вас Писанию и мудрости (хикмату), и обучает вас тому, чего вы не знали раньше» (Бакара 2/151).
То есть хадисы – это хикмат, мудрое решение со стороны Посланника, который выносил эти решения исключительно из Корана, но не от себя. Таких выведенных им решений из Корана было около шести ста. А если взять повторяющиеся хадисы, тогда их можно насчитать около тысячи. Но сегодня у нас на руках имеется огромная хадисная литература, которая насчитывает больше ста тысяч хадисов. Откуда такое огромное количество хадисов?!
Напомню, что суннитские хадисные сборники, отличаются своим содержанием от шиитских. Многие хадисы, которые проходят в сборниках у суннитов, просто отсутствуют в шиитских. А также шиитами и суннитами, до сегодняшних дней, было придумано много хадисов как по политическим мотивам, так и по всем другим направлениям в вере. Это обстоятельство привело к тому, что ученые шиитской школы и суннитской разделились по хадисам, не говоря уже о Коране. А ведь Аллах во многих аятах предупреждает мусульман, чтобы они не делились в вере. Говорится так: «Обращайтесь к Нему (Аллаху) с раскаянием, бойтесь его, совершайте молитву и не будьте в числе многобожников. И в числе тех (иудеев), которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» (Рум 30/31-32).
А еще в исламской традиции присутствуют такие определения как вахий-матлув и вахий гайри-матлув. Вахий-матлув, по традиции, – это Коран, а вахий гайри-матлув – это хадисы-кудси, которые начинаются со слов: «Аллах сказал…». То есть те хадисы, которые не начинаются в такой форме, являются «просто» хадисами, а все остальные – это кудси.
Одним словом, исламские ученые так запутали все, что сегодня простые и наивные мусульмане верят в это все, что не от Аллаха так, как-будто это от Него. Ведь Коран – это Слово Аллаха! Коран – это империческое и теоретическое (готовое) знание. Коран есть Коран! Зачем называть его вахий матлув? А хадисы – это хикмат-мудрость, выведенные из аятов решения! Все достоверные хадисы – это решения Посланника из Корана, то есть – это теория Корана, но только на практике жизненных ситуаций со стороны самого Посланника. Зачем их делить на кудси или не кудси, а потом называть их вахий гайри-матлув? Разве исламские ученые ничего не понимали? Разве они не понимали, что все их нововведения, которые не из Корана, будут в будущем для мусульман большой проблемой?
Все пришло к тому, что сегодня тех, кто хочет практиковать только Коран, обвиняют в коранизме, сектантстве и прочей ереси. Разве кто нибудь сможет сегодня назвать Посланника, практиковавшего Коран, коранитом или сектантом? Навряд ли. Но тех, кто хочет сегодня жить по Корану – могут назвать кем угодно. Это состояние указывает еще на то, что общество отошло от Корана и от пути Посланника. Ведь жизнь Посланника – это Коран! Нрав Посланника – это Коран! Получается, что если принять всю сегодняшнюю традицию, тогда нам нужно вычеркнуть следующий аят из Корана: «(О, Мухаммед!) Следуй тому, что ниспосылается тебе. Воистину, ты – на прямом пути! Потому, что – это Напоминание (Коран). Оно для тебя и твоего народа. (О Коране) о нем у вас и будет спрос» (Зухруф 43/43-44).
А что такое хадисы-кудси? Это название ученые закрепили к хадисам, чтобы предать им вес и значимость. На самом деле, хадис измеряется не потому, что он кудси или не кудси, а совпадает ли он по смыслу с аятами Корана. Если хадис совпадает с аятом по смыслу, тогда это достоверный хадис, то есть выведенное из Корана правильное решение. И не стоит его называть кудси или как-то еще, это и так будет понятно.
Смысл слова кудси – означает священный, божественный, святой. Как вы представляете себе священное или божественное слово от Посланника? Разве ученые не обожествляют этим, вроде бы, безобидным словом Посланника, называя его слова «хадисами-кудси»? Ведь божественными и священными являются только Слова Аллаха – аяты!
К тому же, сунной Посланника сегодня, принято считать всё то в его высказываниях и действиях, что было направлено на призыв к вере Аллаха. И со временем, когда Посланника Мухаммеда стали обожествлять, на примере с посланниками Моисеем и Иисусом, его сунна переросла в отдельный источник.
Вначале этот источник следовал после Корана, как его толкование. Но потом в некоторых случаях, этот источник стал ровней ему, а иногда ставился и выше Корана. Т.е. хадисы были собраны в сборниках и преподнесены учеными как второй, альтернативный источник наряду с Кораном. Такое категорически не возможно. Коран – это первоисточник и основа ислама. Аллах помимо Корана не указал ни на какие другие источники. Это абсолютно ясно, когда читаешь следующий аят. Повторим его: «(О, Мухаммед!) Следуй тому, что ниспосылается тебе. Воистину, ты – на прямом пути! Потому, что – это Напоминание (Коран). Оно для тебя и твоего народа. (О Коране) о нем у вас и будет спрос» (Зухруф 43/43-44).
А теперь хотелось бы вам зачитать некоторые выписки из иудейской литературы, в которых подробно описывается методология и система, на которой построен весь иудаизм. Иудаизм, со своей многовековой историей и культурой, верно или неверно, но решил свои вопросы в вере. Но потом мусульманские ученые либо перекачали все эти готовые решения, либо иудейские ученые, принявшие ислам, перенесли их уже на новую почву. Это остается под вопросом. Но как бы то ни было, то что позаимствовали мусульманские ученые, во многих вопросах противоречит Корану.
Итак, Мишна, Пиркей Авот, глава первая, там говорится так: «Большинство положений Устной Торы зашифрованы в Письменной и могут быть извлечены из нее с помощью особых методов толкования. Почти на каждой странице Талмуда мы находим несколько таких «расшифровок». Законы Устной Торы, не имеющие основы в Письменной, называются алаха ле-Моше ми-Синай (закон, данный Моше с Синая)» (см.: http://www.beerot.ru/tag/письменная-и-устная-тора/) .
Как видим, здесь речь идет о вахий матлув и вахий гайри-матлув, а также косвенно говорится о хадисах кудси. Далее говорится следующее: «Комментаторы (толкователи Торы) отмечают несколько мест в Письменной Торе, которые свидетельствуют о существовании Устной. Одно из них – стих в книге Дварим (12:21): «И зарежешь, как Я приказал тебе». При этом в Письменной Торе нет и намека на то, как именно резать животных. Эти законы были переданы устно и подробно разъясняются в трактате Хулин» (см.: http://www.beerot.ru/tag/письменная-и-устная-тора/).
Как видим, толкователи Торы, то есть «муфассиры» отмечают, что некоторые стихи из Торы, якобы указывают на существование Устной Торы, то есть Сунны и хадисов Моисея. Все эти недоказанные примеры существования Устной Торы, не могут быть примером для мусульманских ученых, чтобы перенимать у них подобный подход к посланнической миссии. Это всего лишь предположения иудеев. На самом деле и мусульмане, и христиане, и иудеи ответственны за свои Писания. Все Книги Аллаха, являются единой системой ниспослания от Всевышнего, которую мы обязаны соблюдать все вместе. В аятах об этом говорится так:
«Скажи: «О, получившие Книгу! У вас нет (твердой) опоры до тех пор, пока вы не станете должным образом практиковать Таврат, Евангелие и ниспосланное вам вашим Господом (Коран)» (Маида 5/68) (см.: Маида 5/66).
«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, его Посланника и Писание (Коран), которое Он ниспослал своему Посланнику. И Писания, которые Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, ангелов, Писания, посланников и Судный день, тот впал в глубокое заблуждение» (Ниса 4/136) (см.: 2/177, 285).
«Среди иудеев есть такие, которые искажают Слова в их основах и говорят: «Мы слышали, но не повинуемся!», и «Послушай-ка то, что неслыханно!», и «Упаси нас!». Они кривят своими языками и поносят религию. А если бы они сказали: «Мы слышали и повинуемся!», и «Выслушай!», и «Воззри на нас!» – то это было бы лучшее для них и вернее. Однако Аллах проклял их за неверие, и они не веруют, за исключением немногих. О те, кому было дано Писание! Уверуйте в то, что Мы ниспослали в подтверждение того, что есть у вас, пока Мы не стерли ваши лица и не повернули их назад, пока Мы не прокляли тех, которые нарушили субботу. Веление Аллаха непременно исполняется!» (Ниса 4/46-47).
«Среди них есть такие, которые искажают Писание своими языками, чтобы вы приняли за Писание то, что не относится к Писанию. (Вдобавок) они говорят: «Это – от Аллаха». А ведь это вовсе не от Аллаха! Они сознательно возводят навет на Аллаха» (Али-Имран 3/78).
Итак, идем дальше. У иудеев, по поводу хадисов от Посланника Мусы, сложилась следующая легенда. Говорится, что: «Научив Моше всей Торе, Всевышний сказал ему: «Обучи теперь народ Израиля». Тогда Моше решил записать все услышанное. Но Творец запретил это делать: «Я знаю, что в будущем народы мира подчинят себе евреев, и присвоят их Тору, и станут презирать их. Поэтому Танах Я даю вам в письменном виде, а Мишну, Талмуд и Агаду – в устном. И когда народ Израиля окажется под властью народов мира, он все же останется обособленным» – знание Устной Торы отделяет Израиль от народов мира» (Шмот раба47:1), (см.: http://www.beerot.ru/tag/письменная-и-устная-тора/).
Думается, что древние арабы позаимствовали этой иудейской моделью. Ибо исламская традиция во многих вопросах, очень гармонично сочетается с иудейской традицией. Подчеркнем, что Устная Тора в иудейской традиции во многом противоречит Письменной. А иногда Устная Тора ставится даже выше Письменной. Замечаете схожести. Хадисная литература тоже во многом противоречит Корану, а в иногда ставится и выше Корана. Поэтому мусульмане не имеют права брать макет иудейской традиции и практиковать его. Аллах в следующем аяте предупреждает мусульман, обращая их внимание на иудеев, многие из которых были прокляты из-за многих нововведений и многого другого. Аллах говорит так:
«О Посланник! Пусть тебя не печалят те, которые стремятся исповедать неверие и говорят своими устами: «Мы уверовали», – хотя их сердца не уверовали. Среди исповедующих иудаизм есть такие, которые охотно прислушиваются ко лжи и другим людям, которые не явились к тебе. Они искажают слова, меняя их смысл и говорят: «Если вам дадут это, то берите, ну а если не дадут это, тогда остерегайтесь». Того, кого Аллах пожелает подвергнуть искушению, ты не можешь защитить от Аллаха. Аллах не пожелал очистить их сердца. В этом мире их ожидает позор. А в будущей жизни им уготованы великие мучения. Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное. Если они явятся к тебе, то рассуди их или же отвернись от них. Если ты отвернешься от них, то они нисколько не навредят тебе. Но если ты вынесешь решение, тогда суди их беспристрастно. Воистину, Аллах любит беспристрастных! Но как они выберут (выбирают) тебя судьей, если у них есть Тора (Таврат), содержащая закон Аллаха? Даже после этого они отворачиваются, ибо они не являются верующими. Мы ниспослали Тору (Таврат), в которой содержится верное руководство и свет. Покорившиеся посланники выносили по ней решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было предписано хранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нем. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня. И не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал (предписал) Аллах, являются неверующими!» (Маида 5/41-44).
Как видите, в аяте говорится: «Мы ниспослали Тору (Таврат), в которой содержится верное руководство и свет. Покорившиеся посланники выносили по ней решения для исповедующих иудаизм». Аллах в этом аяте говорит только о Письменной Торе. По аяту видно, что не было никакой Устной Торы, которую иудеи придумали для себя… Так же в иудейских источниках имеется ясный ответ на вопрос: Что такое Устная Тора? Говорится следующее:
«Устный Закон ( Тора ше-бе-ал-пэ – устная Тора), собирательное название устной галахической и аггадической традиции, которая возникла главным образом после канонизации Пятикнижия и прошла долгий путь развития и формирования, закончившийся созданием устных, а затем и письменных сборников. Согласно традиционному мировоззрению, Устный Закон служит дополнением к Письменной Торе и, подобно ей, возник в результате Синайского откровения, во время которого Моисею было явлено еврейское законодательство то ли в форме общих принципов, то ли в виде детализированных законов.
Существуют группы внутри иудаизма, которые не признают устную Тору. Подавляющее большинство однако, признаёт устную Тору, как обязательную к исполнению. Существует мнение, что вся устная Тора может быть выведена с письменной Торы. Письменная Тора является как бы конспектом, из которого можно вывести всю устную Тору. Существует мнение, что Моисей на горе Синай получил две Торы – письменную и устную, которая разъясняет письменную с запретом записывать устную Тору.
Согласно этому мнению, Моисей получил Тору на горе Синай и передал ее Иеhошуа, Иеhошуа передал её старейшинам Израиля, старейшины — пророкам, а пророки – мужам Великого Собрания». Запрет записывать устную Тору был нарушен после разрушения Второго Храма из-за страха, что из-за начавшегося Галута эти знания будут утеряны» (см.: http://paruss.sitecity.ru/ltext_1302210135.phtml?p_ident=ltext_1302210135.p_1411202150).
Далее говорится о Талмуде, как об Устной Торе:
«Талмуд в переводе с арамейского означает – учение. Он представляет собой творение иудейских мудрецов, которые записывали Устную Тору и комментарии к ней… Талмуд состоит из двух частей: Мишны (основа Устной Торы) и Гемары (комментария к Мишне, написанной на основе Письменной и Устной Торы несколькими поколениями мудрецов). Талмуд раскрывает текст Письменной Торы и является ключом к пониманию Ее законов, философской системы и принципов веры» (см.: http://paruss.sitecity.ru/ltext_1302210135.phtml?p_ident=ltext_1302210135.p_1411202150).
Как видим, Талмуд в иудаизме, это аналог сборников хадисов в исламе от Бухари, Муслима, Абу Давуда, Тирмизи, Несаи, Ибн Мадже. Исламские мудрецы также, как и иудейские, писали хадисы и свои комментарии под каждым хадисом. Как в иудаизме принято считать, что Талмуд толкует Тору, так и в исламе можно сказать, что хадисы толкуют Коран.
Тогда вопрос: Почему Посланник не растолковал все хуруфу-мукатта в Коране, чтобы мы сегодня не ломали голову над ними и не выдумывали разные легенды? Почему Посланник не растолковал и не указал мусульманам место двух морей, которые не сливаются из-за преграды? Ведь знали бы мы место, тогда слава этой находки была бы за мусульманами. Почему Посланник не растолковал аят 33 суры Рахман? Ведь сообщив нам эти знания, мы бы первые полетели бы в космос. И т.д.
Далее говорится так: «Нет в мире явления или вопроса, который бы не освещала Письменная Тора. Законы Торы охватывают весь спектр индивидуального и социального поведения человека и все сферы его деятельности, начиная с этики, морали, религии и заканчивая гражданским и уголовным правом. Но Письменная Тора излагает информацию кратко и в общем виде, иногда намеком и не входя в подробности, и в большинстве случаев этого недостаточно для исполнения заповедей в различных сложных и постоянно меняющихся ситуациях. Как раз Талмуд объясняет, комментирует и толкует законы Торы и детально описывает, как и где их можно применять.
Талмуд – это хранилище многотысячелетней мудрости тысяч еврейских мудрецов, которые посвятили свои жизни познанию и раскрытию истинной сущности вещей и явлений» (см.: http://paruss.sitecity.ru/ltext_1302210135.phtml?p_ident=ltext_1302210135.p_1411202150).
Получается, что Аллах ниспослал для иудеев Книгу, а потом сказал Моисею, твой народ не сможет понять эту Письменную Тору, поэтому вот тебе еще одна Книга, но только не официальная и устная, которая будет толковать официальную Тору. Разве умный человек поверит в такой абсурд?! Почему исламские ученые не призадумались над этим вопросом и переняли всю их модель веры? Аллах в Коране, осуждая иудеев и их систему веры, называет их ослами. Как же теперь назвать мусульман, которые точь в точь скопировали их модель веры?
В заключение, хотел бы добавить, что все сказанное в этом коротком материале, является результатом длительного исследования. Нельзя так просто, взять и сказать, что это верно, а – это неверно. Прежде чем прейти к этому мнению, нужно изучить материал. А после анализа этого материала выходит и вся правда, которую возможно скрывали очень долго. Преднамеренно ли, непреднамеренно ли, это знает только Аллах!
Эти исследования не направленны на то, чтобы разрушить то, что сложилось веками. Наоборот, нужно выявить ошибки и укрепить то, что является действительно истиной.
Теги: хадис и хадисы кудси, сунна и суннат, вахий матлув и вахий гайри-матлув, что значит слово суннат, хадис, суннатуллах, ахсаналь хадис, Коран, аяты Корана, суннатуллах – общественный закон Аллаха, действующий закон Аллаха в обществе.
Ваш комментарий