Обязательные условия пятикратного намаза по Корану!
Вопрос: Говорится ли в Коране об обязательных условиях намаза, которые нужно соблюдать до его начала и во время его совершения? Если говорится, то не мог ли бы вы перечислить их?
Ответ: Из предыдущих исследований вы узнали, что в Коране говорится о временах намаза и о том, что это древнее и всем известное поклонение, которое было предписано для всех людей в одинаковой форме. Ибо описание намаза, есть в каждом Писании, ниспосланном посланникам-наби.
А из аята «Мы направляли (к людям) посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они донесли им (Писание)…» (Ибрагим 14/4), мы можем понять, что каждый посланник совершал общий намаз, но, на своем языке. В намазе, важным является, чтение сур из Книги Аллаха, поэтому каждый народ совершал одинаковый намаз, но читал в нем суры из своего Писания и на своем языке. Сегодня же, у нас на руках есть Коран, который ниспослан на арабском, поэтому мы в намазе должны читать суры на оригинальном арабском языке. Для полного понимания текста мы можем читать Коран на родном языке вне намаза, а во время намаза нужно читать на арабском.
Итак, в Коране говорится об обязательных условиях намаза, поэтому попробуем доказать это на деле. Наряду с этим, мы еще постараемся привести вам некоторые достоверные хикматы (хадисы) Посланника, которые будут указывать нам на то, как он совершал намаз на практике.
Достоверные (хадисы) хикматы Посланника – это не хукмы наряду с Кораном, которые мы должны принять и следовать за ними. Это всего лишь практика Посланника в исполнении того или иного хукма из Корана. Поэтому, чтобы различить достоверный хикмат Посланника от ложного, вам нужно смотреть не на то, что это сказал или сделал Посланник и передал сподвижник, а на то, по какой причине, из-за какого следствия Посланник сказал или сделал так. Потому что, причина и следствие приведут вас к истоку, к истине, к началу. И такой подход, естественно, приведет нас к Корану, ибо все достоверные хикматы берут начало в Коране, просто мы иногда этого не видим и не понимаем, потому что Посланник всегда говорил в соответствии с аятами Корана (Наджм 53/2-4). А если Посланник сказал бы что-то помимо ниспослания, тогда Аллах просто убил бы его (Хакка 69/44-48).
Поэтому в ходе исследования вы не должны забывать о том, что намаз – это древнее поклонение, которое пришло до нас путем «мутаватир», то есть передавалось из уст в уста, от отца к сыну, из поколения в поколение. Поэтому мы и говорим, что в основе намаза нет никаких изменений, а вот в атрибутах, могут быть.
И пусть вас не смущают хикматы Посланника, которые будут приведены в исследовании, ибо как я уже отмечал, я отрицаю только недостоверные и выдуманные, а те, которые соответствуют по сути и смыслу с аятами, их я использую в качестве наглядного материала, которые указывают на практику Посланника…
Итак, в Коране говорится об обязательных условиях, без которых намаз будет недействителен, поэтому к ним нужно относиться с особой важностью. В религиозной практике и литературе чаще всего, эти обязательные условия называются рукнами (т.е. фарды). Эти условия состоят из определенных действий, которые необходимо выполнять до начала намаза, как приготовление к нему, а также в самом намазе, как обязательный процесс. Поэтому, прежде чем начать совершать намаз, мусульманин должен приготовиться к нему через следующие действия:
- Нужно сделать малое омовение для намаза, которое называется «хадастан тахарат». Об этом говорится в суре Маида 5/6. Посланник же, от себя говорил то, что соответствует по сути и смыслу с приведенным аятом: «Ни один намаз не принимается без очищения (омовения)» (передают Муслим, Тирмизи и Несаи). Или «Ключами намаза является – омовение, входом в намаз является – такбир, а выходом их намаза является – селям (приветствие)» (передают Абу Давуд, Тирмизи, Ибн Мадже и Ахмед ибн Ханбал).
- Нужно очистить тело, одежду и место совершения намаза от нечистот, которое называется «наджасаттан тахарат». Об этом говорится в суре Муддассир 74/4, Бакара 2/125 и Хадж 22/26. Посланник же, от себя говорил то, что соответствует по сути и смыслу с приведенными аятами: «Чистоплотность – это половина веры» (передает Муслим).
- Нужно закрыть те части тела, которые называются «авратом», то есть «сатри-аврат». Об этом говорится в суре Араф 7/26, 31. Посланник же, от себя говорил то, что соответствует по сути и смыслу с приведенными аятами: «Аллах не примет намаз, достигнувшей совершеннолетия женщины, если она не покрывает в намазе голову платком» (передает Абу Давуд).
- Нужно совершать каждый намаз в свое определенное для него время, то есть «вакт». Об этом говорится в суре Ниса 4/103. Посланник же, от себя говорил то, что соответствует по сути и смыслу с приведенным аятом: «Если кто забудет или проспит время намаза, то пусть совершит его сразу как вспомнит или проснется» (передает Муслим). Или «Тот, кто успеет на один ракят намаза до восхода Солнца, тот успел на утренний намаз Фаджр. А тот, кто успеет на один ракят намаза до заката Солнца, тот успел на после обеденный намаз Аср (т.е. не надо думать, что время вышло и намаз не примется, просто совершите его до конца)» (передают Бухари и Муслим).
- Нужно совершать намаз лицом в сторону Каабы, то есть «истикбали-кибла». Об этом говорится в суре Бакара 2/144. В аяте проходит: «Где бы вы ни были, поверните лицо в ту сторону», это значит, что, когда вы решились совершить намаз, тогда повернитесь в сторону киблы (Каабы). Посланник же, от себя говорил то, что соответствует по сути и смыслу с приведенным аятом: «Когда тебе захочется совершить намаз, то сделай омовение, потом повернись в сторону киблы и произнеси ифтитах-такбир» (передают Бухари, Муслим, Абу Давуд, Несаи, Ибн Мадже). Или «Между Востоком и Западом существует лишь одна кибла» (передает Тирмизи).
- Нужно сделать намерение, то есть «ниет». Наши намерения должны быть искренними, об этом говорится в суре Бейине 98/5, Бакара 2/112 и Ниса 4/125. Посланник же, от себя говорил то, что соответствует по сути и смыслу с приведенными аятами: «Действия должны соответствовать намерениям» (передают Бухари и Муслим).
А теперь расскажем о рукнах (фардах) намаза, которые каждый мусульманин обязан соблюдать в процессе самого намаза:
- Ифтитах такбир – это начало намаза со словами «Аллаху Акбар». В Коране об этом говорится в суре Аля 87/15. Посланник же, от себя говорил то, что соответствует по сути и смыслу с приведенным аятом: «Ключами намаза является – омовение, входом в намаз является – такбир, а выходом их намаза является – селям (приветствие)» (передают Абу Давуд, Тирмизи, Ибн Мадже и Ахмед ибн Ханбал).
- Кийям – это стояние в намазе в прямом, вертикальном состоянии. На это указывает 26-ой аят суры Хадж. Посланник же, от себя говорил то, что соответствует по сути и смыслу с аятом: «Совершай намаз стоя. Если на это у тебя не хватит сил, тогда сидя. А если и на это не хватит сил, тогда лежа» (передают Бухари и Абу Давуд). Конец данного изречения Посланника также соответствует 239-му аяту суры Бакара.
После такбира Посланник часто делал дуа. Есть много разных дуа, которые он делал. Самые известные дуа, которые он делал, начинаются со слов «Субханакеллахумма вабихамдик…», или «Ваджахту важхия лиллязи ватарас-самавати вальард…», или «Аллахумма баид бейни ва бейне хатаяя…». То есть если вы прочитаете один из этих дуа, то это будет одним из действий, которое совершал Посланник, но если вы не прочитаете вообще эти дуа, то ваш намаз все равно примется, потому что чтение дуа в намазе не является основой. Но поскольку в значении слова «салят» есть и действие делать дуа, то Посланник их читал с особой целью. То есть, чтобы всей своей сущностью быть в намазе и совершить его искренне и с трепетом (хушу). Видимо, чтобы достичь такого состояния, Посланник следовал аяту, где говорится:
- Кираат – это чтение сур или аятов Корана в намазе. Об этом говорится в суре Таха 20/14, Анкабут 29/45, Хиджр 15/9 и Бакара 2/152. Из этих аятов мы понимаем, что намаз нужно делать ради зикра Аллаха, а зикр Аллаха – это чтение Корана, в котором находится достоверное знание. Следовательно, мы должны совершать намаз для поминания Аллаха, а для этого нужно читать Коран. Поэтому намаз и является таким важным поклонением, что в нем совершается поминание Аллаха через чтение Его Книги.
Далее, в намазе в состоянии «кияма» принято читать суру Фатиха, а потом любую другую суру из Корана, полностью или же несколько аятов из нее. У суры Фатиха есть особое значение и место в Коране, поэтому она важна, и на это указывает сура Хиджр 15/87.
Посланник же, от себя говорил то, что соответствует по сути и смыслу с приведенным аятом: «Альхамдулилляхи раббиль алямин (Фатиха) дана мне как семь месани и великий Коран» (передают Бухари и Несаи). Или «Каждый, кто совершит намаз и не прочитает в нем суру Фатиха, его намаз – неполноценный, неполноценный, неполноценный» (передает Муслим).
Поскольку чтение Корана в намазе, это обязательное действие, тогда после суры Фатиха нужно читать еще какую-нибудь суру или аяты. А то, что в дневных намазах (зухр и аср) нужно читать Коран негромко и про себя, на это указывает 205-ый аят суры Араф. Из этого же аята мы понимаем, что в ночных намазах (магриб, иша и фаджр) Коран нужно читать с голосом. Если обратить внимание на 204-ый аят суры Араф, тогда мы поймем еще и то, что в тех трех намазах, в которых имам читает вслух, там позади стоящим, нужно тихо слушать Коран. А еще это указывает на то, что в зухр и аср намазах джамаат должен сам читать Коран, ибо имам в этих намазах читает Коран про себя.
Поэтому поводу есть достоверный хадис, который совпадает по сути и смыслу с аятами Корана: «Когда мы стояли за Посланником в намазе зухр и аср, тогда в первых двух ракятах мы читали Фатиху и любую суру, а в двух последних ракятах читали только Фатиху» (передает Ибн Мадже).
- Рукý – это поясной поклон, который совершается сразу после завершения чтения Корана в состоянии кияма. О руку в Коране говорится в следующих аятах – сура Бакара 2/125, Хадж 22/26 и 77. Посланник в соответствии со смыслами аятов говорил: «Когда встаешь на намаз и поворачиваешься в сторону киблы, тогда обязательно произнеси такбир, потом прочитай суру Фатиха и любую другую суру. А когда же будешь находиться в руку (поясном поклоне), тогда поставь внутреннюю сторону ладони на колени и выпрями спину под углом…» (передает Абу Давуд).
А по поводу того, что в состоянии руку нужно прославлять имя Аллаха «Субхана раббияль азим», об этом говорится в суре Вакиа 56/74. При подъеме с поясного поклона в Коране не говорится что нужно делать, но Посланник по этому поводу говорит следующее: «Когда поднимаешь голову с поясного поклона (руку) скажи – «Сами Аллаху лимен хамидах» (Аллах слышит тех, кто восхваляет Его), и сразу следом скажи – «Раббана ва лякяльхамд» (Господь, восхваление принадлежит тебе!)» (передает Муслим).
- Сажда – это земной поклон или как иначе – поклонение ниц. Земной поклон совершается сразу после подъема из поясного поклона. Об этом поклоне в Коране говорится довольно часто, например, в суре Али-Имран 3/43, Исра 17/107 и Хадж 22/26 и 77. Хотя саджда – это очень известное и распространенное действие, все равно Посланник показал, как оно совершается: «Мне было велено совершать саджда на семь конечностей и указал на лоб, обе ладони руки, колени и переднюю часть стопы (носки)…» (передают Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи, Несаи и Ибн Мадже).
А по поводу прославления Аллаха «Субхана раббияль аля», об этом говорится в суре Аля 87/1. О том, что в состоянии земного поклона (саджда) нельзя читать аяты Корана, на это указывает сура Саджда 32/15 и Исра 17/107-108. Посланник же в соответствии с этими аятами говорил: «Мне было велено не читать Коран во время руку и саджда. Во время руку прославляйте Аллаха. А во время саджда делайте дуа (мольбу), ибо состояние саджда, самое почетное состояние, в котором Аллах принимает наши дуа» (передают Муслим, Абу Давуд, Тирмизи, Несаи и Ибн Мадже). Или «Верующий в состоянии саджда, наиболее близок к своему Господу. Тогда делайте в этом состоянии много дуа» (передают Муслим и Абу Давуд).
- Кадаи-ахира – это конец намаза, когда поклоняющийся сидит в последнем ракяте намаза. А еще это состояние называют «завершающее сидение». В этом состоянии нужно обязательно делать прославление, в которое входит «тахийят (ташаххуд)» от Посланника, или любые другие дуа от себя. В Коране говорится: «(О, Мухаммед!) Прославляй Его (Аллаха) в некоторых частях ночи и после каждого земного поклона (саджда)…» (Каф 50/40).
Таким образом, под словом прославлять нужно понимать восхваление, прославление Аллаха, зикр и дуа. Например, всё это перечисленное содержится в «тахийяте и ташаххуде». Тахийят – это прославление в виде приветствия и дуа, а ташаххуд – это слова свидетельства «Ашхадуан ля иляха ильллах ва ашхаду анна мухаммадан абдуху ва расулух».
А можно еще и читать аяты Корана в качестве дуа. И поскольку Посланник читал дуа, шахаду и некоторые аяты из Корана, поэтому в конце намаза мы тоже читаем тахийят, ташаххуд, салли-барик, раббана атина и раббана гфирли. То есть Посланник читал все это следуя аяту, а не придуманной сунне после него. Мы должны следовать этому примеру и практике Посланника потому, что в нем для нас есть прекрасный пример и образ подражания. Поэтому Посланник и говорил: «Совершайте намаз так, как совершаю его я» (передает Бухари). Если верующий не знает все то, что читал в конце намаза Посланник, тогда он может просто прочитать любой дуа, который знает наизусть своими словами, и его намаз будет полноценным.
Здесь следует подчеркнуть еще и то, что слово «суджуд» (سجود) в суре Каф 50/40 является инфинитивом (т.е. неопределенной формой глагола, масдар). Поэтому это слово по контексту предложения переводится как в единственном, так и во множественном числе. А поскольку слово «адбар» (أدربا), которое дополняет слово «суджуд», является множественным числом, постольку слово «суджуд» и следует переводить во множественном числе.
А как известно, множественное число в арабской грамматике исчисляется от цифры три и выше. Таким образом, оттого, что в каждом ракяте по два саджда, тогда повеление делать тасбих (прославление) должно быть после каждых четырех саджда (или как иначе, после двух ракятов), так как мы сидим определенное время только в конце второго ракята. Вот поэтому мы и читаем тахийят в конце каждых двух ракятов, ибо это обязательство исходит именно из указанного выше аята.
Следовательно, в обеденном намазе Зухр, в после обеденном намазе Аср и в после вечернем намазе Иша – мы обязаны сидеть в конце второго ракята и четвертого. В утреннем намазе Фаджр – в конце второго ракята. А в вечернем намазе Магриб – в конце второго и третьего ракятов.
Здесь хотелось бы провести аналогию между временами намаза и ракятами. Так вот, мы уже знаем, что в Коране говорится о пяти временах намаза, которое доказано исследованием аятов Корана в предыдущем нашем исследовании. Нам известно, что средний или серединный намаз – это вечерний намаз Магриб. На этом основании мы можем рассуждать, что раз средний намаз является третьим по счету, тогда он должен быть не меньше трех ракятов.
Итак, чтобы найти середину цифры три нам нужна цифра четыре, в следствии с этим получится 2 – 3 – 4. Из это определения можно сказать, что есть двух ракятный намаз, трех ракятный намаз, и четырех ракятный намаз. Следовательно, исходя из того, что намаз – это древнее поклонение – его совершали до Посланника Мухаммеда (ас), во время него, и совершается после него, поэтому намаз дошел до сегодняшних дней.
А здесь я повторю еще раз, что этот, всем известный намаз мы научились не по Корану или хадисам, а каждый от своих родителей и близких. И кто бы что не говорил, это было и будет так всегда. Только невежды могут отрицать и говорить обратное. Но я убежден, что научился от своих родителей совершать пятикратный намаз, который состоял, если перечислять только обязательные, то из Зухр намаза в четыре ракята, Аср намаза в четыре ракята, Магриб намаза в три ракята, Иша намаза в четыре ракята и Фаджр намаза в два ракята. Так мы научились намазу от своих родителей, и так мы будем передавать это своим детям инша Аллах. Что в этом не понятного?!
Пользуясь случаем, здесь еще хотелось бы рассказать о том, почему Посланник читал именно тахийят, Аллахумма салли – Аллахумма барик и Раббана атина – Раббана гфирли, и почему нам лучше тоже читать все эти дуа в конце намаза, в состоянии сидя. Так вот, все эти дуа состоят из прославления Аллаха, Свидетельства (шахады), приветствия и дуа Посланнику Мухаммеду и Ибрагиму мир им, а также всем верующим и т.д. Все эти моменты, указанные в тахийяте и других дуа берут свое начало из аятов Корана, в которых говорится о прославлении и поминании Аллаха, о приветствии всем посланникам и уверовавшим муслимам, в аятах говорится о прекрасном примере для нас в Посланнике Ибрагиме и Посланнике Мухаммеде (ас). То есть все то, что мы читаем в конце намаза, не является чьим-то личным изобретением, которое было потом незаконно внесено в намаз. Нет, и еще раз нет!
Например, давайте прочитаем перевод тахийята и постараемся исправить наше неверное понимание: «Приветствия, молитвы и все благие дела принадлежат только Всевышнему Аллаху! Мир тебе, о Посланник, Милость Аллаха и Его благословение! Мир нам и благочестивым служителям (рабам) Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед Его служитель (раб) и Посланник».
Все слова в этом прославлении и дуа можно проанализировать через следующие аяты: «(О, Мухаммед!) Скажи: «Воистину мой Господь наставил меня на прямой путь, на правильную религию, – на религию Ибрагима, истинное единобожие. Ведь он не был из числа многобожников. Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (курбан), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у которого нет партнеров (сотоварищей). По повелению (полученным мною), я являюсь первым из мусульман (покорившихся)!» (Анам 6/161).
«Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от того, что они приписывают Ему! Приветствие (мир) всем посланникам! Самая великая похвала присуще только Аллаху, Господу миров (творений)!» (Саффат 37/180-182).
«А среди них есть такие, которые говорят: «Господь наш! Дай нам добро в этом мире и добро в будущей жизни и защити нас от мучений огня» (Бакара 2/201).
«Господь мой! В день, когда будет производиться расчет, прости меня, мать и отца и всех уверовавших» (Ибрагим 14/41).
«А те, которые придут после них, скажут: «Господь наш! Прости нас и уверовавших наших братьев до нас. Не оставляй в душах наших зла по отношению к уверовавшим. Господь наш! Без сомнения, ты милосердный, сострадательный» (Хашр 59/10).
«Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием тоже. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого» (Али-Имран 3/18).
«Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали правдивость Посланника, и после того, как к ним явились ясные знамения? Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Али-Имран 3/86).
«Для вас, кто надеется на Аллаха и последний день и тех, кто часто вспоминает Аллаха, в Посланнике (Расуль Аллахе) есть прекрасный пример!» (Ахзаб 33/21).
«Прекрасным примером для вас были Ибрагим и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха». Лишь только Ибрагим сказал своему отцу: «Я обязательно буду просить для тебя прощения, но я не властен помочь тебе перед Аллахом. Господь наш! На Тебя одного мы уповаем, к Тебе одному мы обращаемся, и к Тебе предстоит прибытие» (Мумтахина 60/4).
И наконец, когда все основные обязанности в намазе исполнены, остается завершить его выходом, произнеся приветствие (Ассаляму алейкум ва рахматуллах). На этот счет в Коране нет никакого доказательства, поэтому это действие не является рукном намаза. Здесь следует соблюдать последовательность, которой следовал сам Посланник. Вспомним то, что он сказал на этот счет: «Ключами намаза является – омовение, входом в намаз является – такбир, а выходом их намаза является – селям (приветствие)» (передают Абу Давуд, Тирмизи, Ибн Мадже и Ахмед ибн Ханбал).
Надеемся, что эта тема будет полезной для всех, кто на пути истины. Пусть Аллах примет ваши намазы…
Ваш комментарий