Ф. Орум «Приключение одного аята!»
Аят, использованный в разных сферах (от политики до армии, от исламского права до ее методологии)
Перечисленные выше примеры показали, что 59-й аят суры Ниса прямо указывает на Коран, Сунну, иджма и кияс, (которые по традиции принято считать за методологию в исламе). А еще есть ученые, которые используют этот же аят, но уже в качестве доказательства того, что кияс не является методологией (шариатской мерой). Кроме всего прочего, этот аят был пременен и в понимании того, что народ должен беспрекословно подчиняться управляющим, командирам армий, судьям (и другим чиновникам). Таким образом шииты решили, что этот аят указывает на правление Али бин Аби Талибом, а другие решили, что аят указывает на правление Абу Бакра и Умара (ра). Еще этот аят используется важным аргументом в руках тех, которые выдвинули теорию, что Сунна и Коран – это два отдельных источника имперического знания (доказательства). И поэтому Сунна, в независимости от Корана, может самопроизвольно устанавливать (определять) рамки дозволенного (халяль) и недозволенного (харам) как и Коран.
Все это происходит от проблемы (неразработанной) методологии. Поэтому противоречие в самом аяте и оборванная связь со всем Кораном, как нестранно, привели аят (4/59) сегодня к такому пониманию (положению). Еще в аяте стоит обратить внимание на выражение «расуль», которое играет в его понимании важную роль.
Что значит повиновение Расулю (Посланнику)?
Расули – это посланники, которые посланны для повиновения им, т.е. к тому, к чему они призывают [1]. Аллах в Коране обозначил (установил) повиновение посланникам, как обязательное. В пример этому можно вспомнить Посланника Худа (сас), который призывал свой народ к вере в единого Аллаха и повиновение ему как посланнику, которого направил Аллах [2].
«Расули» (посланники) доносили до своего народа то, что было ниспосланно им от Аллаха, и они просили свой народ повиноваться только тому, к чему призывали их (делали таблиг). Это и называлось повиновением Аллаху. Отсюда и исходит то, что в некоторых аятах говорится о повиновении только «Расулю» (Посланнику), а во многих других случаях, проходит как повиновение Аллаху и его Расулю [3].
Что значит повиновение Улюль-амру?
Если бы повиновение Посланнику отличалось от повиновения Аллаху (которое указано в Коране (4/59)), тогда это повиновение распростронялось бы и на всех правителей. Потому, что в аяте говорится о повиновении Аллаху, Посланнику и правителям. Суть в повиновении правителям и Посланнику заключается, только в повиновении предписаниям Аллаха. В продолжении аята говорится о том, что в случае разногласия между сторонами отнесите эту проблему на решение (рассмотрение) Аллаху и Посланнику. (Сегодня рядом с нами Посланника нет, но есть Книга Аллаха). Поэтому всё это осуществимо лишь Кораном (по Корану). И сегодня, относить любую проблему Аллаху и его Посланнику, и даже улюль-амру, по идее должно являться отнесением к Корану. Т.е. люди должны искать окончательное решение в своих разногласиях (вопросах) только у Аллаха (по Корану). Потому, что это решение принадлежит Ему. Он говорит так:
«Решение всего, в чем вы расходитесь (во мнениях), остается за Аллахом. (Скажи): «Таков Аллах, мой Господь! Я уповаю только на Него и к Нему обращаюсь» (Шура 42/10).
«Улюль-амр» – это знающие свое дело специалисты, которые имеют способность понять проблему и разрешить ее [4]. И в этом нет ничего особенного, если даже эти люди будут государственными деятелями. Но не только они. И судя по следующему аяту, такие люди были и во время самого Посланника. Аллах говорит так:
«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились бы с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за шайтаном» (Ниса 4/83).
Как видим, при нарушении связи между аятами теряется весь смысл проблемы. Такая история произошла и с аятом (4/59). Этот аят был использован в истории правителями, в качестве оправдания своих целей путем веры. Так «Улюль-амр» получивший власть над управлением, обязал подчиненных повиноваться себе… Вот такой смысл был извлечен из этого аята (4/59). А простым людям и обществу в целом, ничего больше не оставалось, кроме как повиноваться! Это повиновение со стороны народа должно было быть бесприкословным. И не имеет значения, совершает ли ошибки правитель?! А если обратить внимание на Коран, то мы увидим Посланника-наби, совершаюшего ошибки.
(Итак, повиновение Аллаху, повиновение Посланнику и повиновение улюль-амру должно быть по Корану. А повиновение им означает – повиновение Корану.)
Продолж. следует
[1] См.: 4/64.
[2] См.: 26/126. А также, 3/50, 26/108, 110, 131, 144, 150, 163, 179, 43/63.
[3] См.: 24/56.
[4] См.: Ebü’l-Haccac el-Mekki Mücâhid b. Cebr, (ö. 104/722), Tefsîrü’l-mücâhid, Mısır, 1989, I, 285; İbn Kesir, Tefsir, II, 384; Taberî, Tefsîr, IV, 183 vd.; Şevkânî, Fethu’l-kadîr, I, 768.
Ваш комментарий