Что в Коране Аллах говорит о пятнице (джума)?
Вопрос: Скажите пожалуйста, какое значение в исламе имеет день недели пятница? Чем она отличается от других дней? Что значит выражение «священная пятница»? Является ли пятница священной? И является ли пятница выходным днем, как суббота у иудеев и воскресение у христиан? Заранее спасибо.
Ответ: В интернете очень много информации про пятничный день и о его святости, но часть этой информации основана на выдуманных хадисах. По Корану Аллах о пятнице говорит очень кратко и ясно. Но людям не нравятся простые и понятные вещи, им нужны чудеса и загадки, чтобы все было сложно и одновременно заманчиво. Так вот, пятница является одним из таких дней недели, на которую навешены разные ярлыки чудесных и святых событий, о которых не говорится в Коране, но почему-то говорится в хадисах.
Как известно, в Коране есть сура Джума, это шестьдесят вторая сура, и в конце этой суры, в последних трех аятах говорится о пятничном дне. В целом, в Коране больше нет ни единого аята, в котором говорилось бы о пятнице. Аллах в этих аятах не говорит о святости и чудесах этого дня. Он не говорит и о том, что этот день должен быть выходным для мусульман. Впрочем, в Коране нигде не говорится, что мусульманин один раз в неделю должен отдыхать и считать этот день выходным, освобождая себя от работы. Такого вообще нет. И почему после этого мусульмане должны следовать тому, что есть у иудеев и христиан.
Аллах в Коране указывает на пятничный день ни как на священный или выходной, а как на день собрания всех мусульман на пятничную проповедь (хутбу) и пятничный намаз. На арабском слово «джума» происходит от глагола «джамаа», которое означает собирать. Русское название дня недели пятница и английское friday, не означают собирать, но так повелось, что пятница и friday стали джумой, и с тех пор мусульмане в России и в других немусульманских странах совершают джума в пятницу.
В день джума Посланник Аллаха рассказывал прихожанам о событиях, касающихся мусульман и мест их проживания. Во время хутбы Посланник также рассказывал о Коране и о религии. Поэтому часть мечети Ан-Набави в Медине в те времена была заполнена как мужчинами, так и женщинами. То есть по аятам Корана джума намаз и его хутба были обязательными как для мужчин, так и для женщин. Но после смерти Посланника мазхабы под разными решениями запретили женщинам посещать в день джума мечеть, для совершения намаза и прослушивания хутбы.
К слову, те, кто говорит, что намаз – это не салят, пусть тогда говорят, что пятница – это не джума, месяц – это не шахр, день – это не явм, пост – это не савм, паломничество – это не хадж, луна – это не камар, солнце – это не шамс, Куран – это не Коран и т.д.
По Корану, день джума или пятница, кому, как угодно, для мусульман является не священной, а важной в том плане, что люди во главе с Посланником собирались для обсуждения религиозных, коранических, политических, военных и прочих вопросов. А после этого заседания Посланник читал хутбу и совершали коллективный намаз, после чего все расходились по своим делам. Поэтому пятничный день не является праздничным как Рамадан или Курбан. Следовательно, поздравления с пятницей среди народа являются бессмысленными, ибо происходят от неверного понимания сути и предназначения этого дня. Мусульмане должны не поздравлять пятницей, а должны призывать других мусульман посетить в этот день мечеть и послушать хутбу…
И еще, в пятницу читается хутба, говорится о Коране, о религии, о мусульманах, об их проблемах и решениях этих проблем и совершается намаз. Если в вашем районе или городе, в мечети, пятница проходит в таком русле, тогда это по Корану, по справедливости, по религии, по Исламу…
А теперь предлагаю вам узнать, что же дне джума Аллах говорит в Коране:
«О, те, которые уверовали (и надеются на Аллаха)! Когда (вас) призовут (азаном) на намаз в пятничный день, тогда устремитесь к поминанию (зикру) Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. И когда завершится намаз, тогда расходитесь по земле и ищите милость Аллаха (просите из благ Аллаха). И поминайте Аллаха многократно, чтобы достичь желаемого. А когда они увидели торговлю или развлечение, тогда они устремились к ним и оставили тебя стоящим (во время пятничной хутбы). (О, Мухаммед!) Скажи им: «То, что у Аллаха, лучше развлечений и торговли! Ибо Аллах – наилучший из дающих удел» (Джума 62/9-11).
Как видим, Аллах обращается к тем, кто уверовал в Него и надеется только на Него с тем, чтобы мы оставили любую торговлю и работу, и устремились к поминанию Аллаха, совершением намаза тогда, когда призывающий, призовет нас азаном.
Следовательно, тут нужно понимать, что до призыва в мечеть мусульмане заняты торговлей или какой-либо другой работой, то есть они не отдыхают в этот день. И в конце девятого аята Аллах говорит, что «Так будет лучше для вас, если бы вы только знали». Получается, что после призыва в мечеть все мусульмане собираются в одном месте, чтобы послушать речь (хутбу) Посланника. Если бы в этой хутбе не было бы пользы, тогда Аллах не сказал бы «так будет лучше для вас». Значит в этом есть большая польза для мусульман, которую они должны извлечь после того, как оставят торговлю и придут слушать Посланника.
А в десятом аяте Аллах говорит, что после завершения хутбы и намаза, то есть всего пятничного процесса, мусульмане должны разойтись по земле. «По земле» – это образное выражение. То есть все должны устремиться обратно к своим делам для того, чтобы искать милость Аллаха, иначе говоря, чтобы заработать удел Аллаха, выделенный для каждого человека индивидуально.
И еще, Аллах в девятом и в десятом аятах говорит о намазе и зикре. Намаз – это один из важных основ зикра. Говорит так:
«(О, Мухаммед!) Поистине, Я – Аллах, нет бога, кроме Меня! И служи (только) Мне, и совершай намаз для поминания Меня» (Таха 20/14).
«(О, Мухаммед!) Читай то, что предписано тебе в Писании и совершай намаз. Поистине, намаз оберегает от разных видов разврата (фахша) и предосудительного. А поминание (зикр) Аллаха является наивысшим действием. Ибо Аллах знает, что мы совершаем» (Анкабут 29/45).
Поэтому Аллах призывает уверовавших мусульман совершать этот великий зикр в мечети в коллективном намазе. А после намаза Аллах говорит, чтобы мы поминали Его многократно. Поминать Аллаха многократно – это значит постоянно благодарить Его. Следовательно, после окончания коллективного намаза, мы должны благодарить Аллаха за то, что Он дал нам удел. Торговцы и земледельцы должны больше всех понимать смысл этих слов Аллаха.
Но, к сожалению, сегодня многие мусульмане не посещают мечети и не благодарят Аллаха, должным образом за Его несметные блага, которые Он дает человеку без счета. Поэтому, чтобы достичь желаемого, человек должен благодарить Аллаха за все. В Коране говорится так:
«И поэтому вспоминайте обо Мне, чтобы Я вспомнил о вас. И будьте благодарны (исполняйте свои обязанности) по отношению ко Мне, и не будьте неблагодарными!» (Бакара 2/152).
Как видим, Аллах говорит, чтобы мы вспоминали о Нем, тогда Он вспомнит и о нас. В обоих этих случаях в арабском тексте проходит слово зикр:
«فَٱذْكُرُونِىٓ أَذْكُرْكُمْ وَٱشْكُرُوا۟ لِى وَلَا تَكْفُرُونِ». То есть говоря простым языком, если мы будем благодарны Аллаху за все, тогда и Он отблагодарит нас за это.
А в одиннадцатом аяте Аллах говорит, что некоторые из уверовавших мусульман увидели торговлю, а некоторые развлечение, когда пришла весть о том, что приблизился караван с грузом этих людей, тогда они встали и ушли, когда Посланник стоя совершал пятничную хутбу. То есть они не дослушали хутбу и не совершили намаз, который является зикром Аллаха в пятничный день.
Вы можете возразить мне и сказать, почему именно, некоторые из уверовавших оставили Посланника тогда, когда он читал хутбу, ведь о хутбе не говорится в аяте. Все верно, но в аяте говорится, что «они оставили тебя стоящим», но не говорится, что они оставили намаз. Поэтому, из этого следует понимать, что, когда Посланник читал хутбу стоя на ногах, они сидели и услышали о приходе каравана. Потом некоторые из них встали и ушли, тем самым, оставив Посланника, который стоя на ногах читал хутбу. Намаз они не могли оставить, поэтому в день джума остается только один вариант, а это то, что они перестали слушать хутбу и вышли из мечети. Этот их поступок, Аллах охарактеризовал как неверный. Но дело в том, что сегодня, когда бизнесменам поступает товар, они даже в мечеть не идут. Потому, каждый может извлечь из этого аята себе важный урок.
В те времена приход каравана встречался весельем, радостью и развлечениями, потому что верблюды с товаром шли неделями или месяцами. А некоторые из уверовавших мусульман поступили неверно в пятничный день, оставив незавершенным то, к чему их призвал Аллах. На этот случай и был ниспослан этот аят. Поэтому Аллах и говорит своему Посланнику: «(О, Мухаммед!) Скажи им: «То, что у Аллаха, лучше развлечений и торговли! Ибо Аллах – наилучший из дающих удел».
Вот так со стороны Аллаха легко и просто, описывается в Коране пятничный день, и то, что нужно делать в этот день, и то, что не нужно делать. Ни о какой святости в этих аятах и речи нет. А также этот день не является праздничным. И ни о каком отдыхе в этот день тоже не говорится. Получается, что все это придумали и приурочили к этому дню сами мусульмане. Если об этом сказал бы Аллах, тогда в Коране об этом было бы знание. Но ничего подобного там нет. Пятница отличается от всех других дней недели только тем, что в этот день все мусульмане собираются вместе в одной мечети для обсуждения и решения проблем.
Следовательно, в пятничный день нужно оставить работу на время, сделать омовение, прийти в мечеть, послушать хутбу, совершить намаз – зикр Аллаха, а потом снова вернуться на работу. Ни о каком отдыхе речи нет. Потом нужно будет поблагодарить Аллаха многократно за то, что у тебя есть работа и ты имеешь возможность заработать и получить свой ризк (удел).
Если понимать и трактовать аяты Аллаха таким вот образом, тогда всё становится понятным, простым и удобным в исполнении. Но сегодня всё это мусульмане многократно усложнили хадисами, ибо вся проповедь в пятницу, занята только разъяснением хадисов.
Например, о святости дня джума приводятся такие хадисы:
«Лучший день, в который восходит солнце – это пятница. В этот день Аллах создал Адама. В этот день он вошел в Рай, в этот день был выведен из него. И настанет час (конец света) не иначе как в пятницу» (См.: Муслим, Сахих, №854).
«Посланник сказал: «Поистине, господином (всех) дней и самым великим перед Аллахом является пятница, и этот день более велик перед Аллахом, чем дни праздников жертвоприношения и разговения. Он имеет пять особенностей: Аллах создал в пятницу Адама и низвёл его из Рая на землю, также в пятницу умертвил его. И есть в этот день время, когда рабу непременно будет даровано все, что он ни попросит у Аллаха, если только не попросит о запретном. В пятницу наступит час (конец света). И нет ничего, будь то приближенный ангел или небеса, земля, ветер, горы, моря, что бы не испытывало страха перед пятничным днём» (См.: Ибн Маджа, Сунан, №1084).
Как видим, по содержанию и понятию эти два хадиса очень сомнительные.
Во-первых, у Аллаха нет понятия лучший для сотворенных вещей, а пятница является творением Аллаха. В Коране нигде не говорится, что пятница лучше других дней. Но в Коране о себе Аллах говорит только то, что Он является наилучшим и ничто другое.
Во-вторых, чтобы подчеркнуть лучший день недели не нужен аргумент сотворения Адама или его выход из рая. Аллах открытым текстом подчеркнул значимость пятницы, указав на это в аяте. Поэтому, эти аргументы ни к чему.
В-третьих, Аллах нигде в Коране не говорит, что конец света произойдет в пятницу. Никто, кроме Аллаха не знает об этом. Как мог Посланник сообщить о том, о чем у него вообще нет знания.
И так можно еще долго перечислять критику к этим хадисам, но уже эти перечисленные аргументы указывают, что они не выдерживают никакой критики…
Ваш комментарий