Р. Васипов. Что говорится в Коране о временах намаза?
Итак, Аллах в Коране говорит о временах всех пяти намазов. И повелевает мусульманам, чтобы они совершали их в свое определенное, положенное по сроку время. Ибо выход за рамки этого указанного времени, является нарушением предписания. Аллах говорит так:
«Воистину, намаз для верующих предписан (обязателен) в определенное время (сроки)» (Ниса 4/103).
«Совершай намаз, когда Солнце перейдет зенит (в сторону запада) и до наступления ночного мрака. И утренний намаз тоже… Воистину, утренний намаз засвидетельствован!» (Исра 17/78).
«Совершай намаз в обоих половинах дня и в то время, когда ночь близка ко дню. Ибо доброе (добродетельное) стирает худое. Это является напоминанием для тех, кто желает думать умом» (Худ 11/114).
Как видим, в 78-ом аяте суры Исра и в 114-ом аяте суры Худ описывается время пяти намазов. Аллах разделил эти времена намазов на две половины дня. Две половины дня – это дневная часть и ночная. Первая половина дня начинается с восхода Солнца и продолжается до его заката. В этом отрезке дня совершаются два времени намаза – это обеденный намаз-зухр и послеобеденный намаз-аср.
Первым же намазом по Корану считается не утренний, а обеденный намаз-зухр, который начинается с момента, когда Солнце проходит зенит и движется на запад. Этот расчет меняет представления о намазе по традиции. А второй, послеобеденный намаз-аср заканчивается с началом захода Солнца. К слову, в Коране не указывается конец обеденного намаза-зухр и начало послеобеденного намаза-аср. Поэтому Посланник и объединял эти два времени намазов.
А вот вторая половина дня начинается сразу после захода Солнца и заканчивается с его восходом. В этом отрезке дня совершаются три времени намаза – это вечерний намаз-магриб, послевечерний намаз-иша, а также утренний намаз-фаджр, который является пятым по счету и завершающим череду ночных намазов.
Третьим же намазом считается вечерний намаз-магриб, который начинается с захода Солнца и продолжается до сумерек. Это когда горизонт вечернего неба освещается багровым светом. К слову, время вечернего намаза-магриб считается самым коротким. Поэтому Аллах напоминает об этом намазе в следующей форме:
«Берегите ваши намазы (совершайте вовремя)! И средний намаз тоже. И стойте перед Аллахом смиренно» (Бакара 2/238).
А послевечерний намаз-иша начинается с началом сумерек. И завершается с полным потемнением горизонта ночного неба. В 78-ом аяте суры Исра Аллах называет конец времени намаза-иша «гасакуль-лейиль». К слову, в Коране, конец намаза-магриб и начало намаза-иша тоже не указывается. Поэтому Посланник объединял и эти два времени намазов.
С наступлением «гасакуль-лейиль» – мрака ночи, заканчивается время послевечернего намаза-иша. В Коране также говорится о второй половине дня, о ночи которая делится на три части:
1) Первая ее часть начинается с заходом Солнца и продолжается до времени «гасакуль-лейиль» – мрака ночи.
2) Вторая часть ночи и самая длинная начинается от «гасакуль-лейиль» и продолжается до наступления «фаджри кязиба» – ложного рассвета.
3) Третья часть ночи начинается от «фаджри кязиба» – ложного рассвета и продолжается до восхода Солнца. А время утреннего намаза-фаджр, который начинается с «фаджри садика» – настоящего рассвета, заканчивается уже с восходом Солнца.
В Коране о частях ночи и о намазе-тахаджуд, который был обязательным для Посланника, говорится так:
«И (пробудись) в одной части ночи (и совершай) ночной намаз (тахаджуд), который специально предназначен для тебя. (Быть может) так Господь твой возведет тебя на почетное место (маками-махмуд)» (Исра 17/79).
«Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того. И читай Коран размеренным чтением» (Муззаммиль 73/2-4).
«Воистину, твой Господь знает, что ты и часть тех, кто с тобой, простаиваете менее двух третей ночи, или половину ее, или треть ее. Это Аллах определяет меру ночи и дня» (Муззаммиль 73/20).
Аллах в аяте описывает деятельность Посланника, который совершал намаз в ночи. А из достоверных приданий от Посланника, которые дошли до нас, видим, что Посланник совершал восемь ракятов дополнительного намаза, а кроме этого три ракята намаза-витр. Вообщем, он совершал одинадцать ракятов ночного намаза. В этом плане многие мусульмане следуют Посланнику.
Чаще всего Посланник Мухаммед (сас) просыпался в последней трети ночи, перед «фаджри кязибом» – ложным рассветом. Он молился вплоть до того времени, когда Биляль читал азан на утреннюю молитву во время «фаджри садика» – настоящего рассвета. Это время еще называют имсак. То есть время, когда можно совершать утренний намаз-фаджр, а тем, кто постится нужно завершить еду и питье.
Эта тема по своей сути очень важная. Поэтому постарался вам вкратце объяснить в каком порядке Аллах описывает в Коране времена намазов.
В заключение, к этой теме, можно привести достоверный хадис. Ибн Аббас передает, что ангел Джабраил приходил к Посланнику Мухаммеду дважды, чтобы показать, в какое время совершается каждый из намазов:
«Джабраил у Каабы стал для меня имамом в намазе два дня. В первый мы совершили обеденный намаз-зухр тогда, когда тень от Солнца была в длинну со шнурок. Затем мы совершили послеобеденный намаз-аср тогда, когда тень от Солнца достигала в полную величину любой вещи. Потом мы совершили вечерний намаз-магриб сразу с заходом Солнца. Это время, когда постящийся разговляется. А когда солнечный свет полностью исчез, мы совершили послевечерний намаз-иша. А утренний намаз-фаджр мы совершили в то время, когда начало светать. А это время называется «фаджри-садиком», то есть время, когда постящемуся запрещено есть и пить…
Но когда Джабраил во второй день стал имамом для меня в намазе, мы совершили обеденный намаз-зухр тогда, когда каждая вещь имела тень в полную величину. Затем послеобеденный намаз-аср тогда, когда каждая вещь имела тень в двойную величину. Затем мы совершили вечерний намаз-магриб в то же время, как и в первый день. Послевечерний намаз-иша мы совершили в то время, когда прошла треть ночи. А утренний намаз-фаджр мы совершили, когда вокруг было всё светло…
Затем Джабраил повернулся ко мне и сказал: «О, Мухаммед, это время для совершения намазов. В это время поклонялись и посланники, которые были до тебя. Время совершения намаза – это время между этими двумя временами» (Cм.: Абу Давуд. Сунан. Намаз, 393; Tирмизи. Мевакит, 1, № 149).
Теги: что говорится в Коране о временах намаза, времена намазов, Аллах указывает на времена намаза в Коране, утренний намаз, обеденный намаз, послеобеденный намаз, вечерний намаз, послевечерний намаз, своевременное совершение намазов, пятикратное поклонение Аллаху.
Ваш комментарий