Что значит «инша Аллах и маша Аллах»?
Вопрос: Ответьте пожалуйста, что значат выражения инша Аллах и маша Аллах? Ибо после вашего видео «Как понять аят (Нахль 16/93): Аллах вводит в заблуждение?», где вы говорите о глаголе «шаэ», у меня возник вопрос по этим двум выражениям. И поскольку глагол «шаэ» неверно переводят, то смысл этих выражений тоже может быть ошибочным. Заранее спасибо.
Ответ: В Коране имеются аяты, в которых проходят эти выражения. В современных переводах Корана они трактуются и переводятся как желание Аллаха. Подчеркну, что переводить глагол «шаэ» – Аллах создал, как «эраде» – Аллах пожелал – это категорически неверно. Поэтому здесь хотелось бы привести аяты, в которых проходят эти два выражения.
В первом примере аяты, в которых проходит выражение «ин ша Аллах»:
«وَلَا تَقُولَنَّ لِشَا۬يْءٍ اِنّ۪ي فَاعِلٌ ذٰلِكَ غَدًاۙ»
«اِلَّٓا اَنْ يَشَٓاءَ اللّٰهُۘ وَاذْكُرْ رَبَّكَ اِذَا نَس۪يتَ وَقُلْ عَسٰٓى اَنْ يَهْدِيَنِ رَبّ۪ي لِاَقْرَبَ مِنْ هٰذَا رَشَدًا»
«И никогда не говори (на счет чего то): «Я сделаю это завтра!». (А скажи), если только позволит Аллах (окажет нужную поддержку)! Если же ты забыл, то вспомни своего Господа и скажи: «Быть может, Господь мой покажет мне более правильный путь» (Кахф 18/23-24) (см.: Бакара 2/70).
Таким образом, слово «اَنْ يَشَٓاءَ اللّٰهُۘ» будет правильно переведено в следующих формах: «Если только позволит Аллах, или если Аллах окажет нужную поддержку, или если Аллах создаст нужные причины для этого».
Но почему-то все переводчики переводят в этих аятах слово «шаэ» как «эраде», что является в корне неверным. Глагол «шаэ» нельзя переводить как «Если пожелает Аллах», потому что тогда нарушится система выбора Аллаха и выбора человека, которая переходит только на выбор Аллаха, а личный выбор человека утрачивается (не учитывается). Но по аятам видно, что Аллах перед своим выбором, обращает внимание еще и на выбор самого человека, что является очень логичным и справедливым действием со стороны Творца.
Следовательно, когда мы говорим «Если позволит Аллах», тогда мы должны проявить усилие на пути Аллаха, чтобы Он позволил нам осуществить свой выбор. Кто проявит усилие, тому Он и позволит сделать что-то, что было задумано человеком, не имеет значения это плохое или хорошее.
Поэтому, чтобы войти в джаннат (рай) Аллах установил для людей в своих Писаниях важные действия, выполняя которые мы сможем попасть в джаннат. Исполнение этих обязанностей перед Аллахом и есть то усилие, которое человек должен проявлять на пути Аллаха. А это напрямую касается нашего выбора.
Из-за того, что люди проявляют изрядные усилия, в соответствии с этим Аллах и дает им по заслугам. Когда усилия направлены не на путь Аллаха, тогда человек получает плату за проявленные усилия только на земле, а в будущей жизни он останется в банкротах. А те, кто проявляет свои усилия на пути Аллаха, те получат награду как в этой жизни, так и в будущей сполна. Поэтому очень важно распределять свои усилия правильно и по Аллаху, чтобы набранные при жизни очки, на том свете не погорели…
Во втором примере аят, в котором проходит выражение «ма ша Аллах»:
«وَلَوْلَٓا اِذْ دَخَلْتَ جَنَّتَكَ قُلْتَ مَا شَٓاءَ اللّٰهُۙ لَا قُوَّةَ اِلَّا بِاللّٰهِۚ اِنْ تَرَنِ اَنَا۬ اَقَلَّ مِنْكَ مَالًا وَوَلَدًاۚ»
«Лучше бы ты, войдя в свой сад (джаннат), сказал: «Как (красиво) создал Аллах! На это никто не имеет мощи, кроме Аллаха!»…» (Кахф 18/39).
Этот аят важен тем, что разрушает неверную традицию людей, которые не зная смысла выражения «маша Аллах» «مَا شَٓاءَ اللّٰهُۙ», используют его в разговоре не по назначению, когда видят что-то прекрасное. То есть, чтобы не сглазить что-то прекрасное, люди привыкли говорить «маша Аллах» как заклинание. Это просто неверная традиция. На самом деле выражение «маша Аллах», если прочитать аяты от 32-го и по 46-ой суры Кахф, вообще не указывает на сглаз.
В аяте слова «Лучше бы ты, войдя в свой сад (джаннат), сказал: «Как (красиво) создал Аллах! На это никто не имеет мощи, кроме Аллаха!»…» (Кахф 18/39), являются обращением Аллаха к неблагодарному человеку, которому Он дал огромный сад с фруктовыми деревьями, и которые Аллах взрастил для него в знак благодарности. Но этот человек не сказал слова «маша Аллах» «Как (красиво) создал Аллах!», потому что он видел все это как свое усилие и заслугу. Потом этот человек горделиво хвастался перед другим хозяином такого же сада своими заслугами по созданию сада, по его уходу, тем что у него есть богатство, дети и очень сильные работники.
По аятам получается, что выражение «маша Аллах» – это некая благодарность со стороны человека и дань чести за то, что Аллах дал эти богатства человеку и создал всё в самом прекрасном виде и облике. Поэтому когда мы видим что-то прекрасное мы должны говорить «ма ша Аллах» не оттого, чтобы не сглазить, а для того, чтобы поблагодарить Аллаха.
Здесь стоит подчеркнуть, что неверное поверье среди людей указывает на то, что сглаз и порча могут негативно повлиять на растения, животных или человека, поэтому люди и говорят при виде прекрасного «ма ша Аллах». Но Аллах в Коране нигде не говорит, что есть сглаз или порча, которые могут навредить человеку или чему-либо другому.
Все аяты, которые по традиции были растолкованы и переведены в такой форме, что в Коране есть сглаз и порча, это все продукт придуманной религии, которую люди отразили в тафсирах и переводах Корана. А чтобы люди окончательно поверили в этот бред, были выдуманы хадисы и истории, как иудеи сглазили Посланника и навели на него порчу. Поэтому повторю, что ни в одном оригинальном аяте на арабском нет даже намека о сглазе или порчи в отношении Посланника.
И наконец, колдавство, сглаз, порча, привороты и прочая деятельность людей, это великий обман и шарлатанство, которое некомпетентные ученые отразили в Коране как за истину, и с которой якобы борятся Аллах и Его Посланник. О том, что это великий обман, вы можете узнать из перевода суры Фаляк, которая находится на наших сайтах Фатва и Кораника.
Ваш комментарий