Что мы знаем о рухе (духе)?
Р. Васипов
Итак, о рухе (духе) как в литературе, так и в интернете, можно прочитать и услышать много всевозможного материала, но большая часть из исследованного материала показала, что противоречит друг другу. Основной же материал по проблеме руха (духа) находится в ниспосланиях от Аллаха. В Коране о духе говорится, что это Коран, вахий, знание и то, что Аллах вдохнул в человека. А теперь рассмотрим это на примерах.
1. Аллах называет рухом — Коран:
«Таким образом Мы ниспослали тебе по нашему повелению дух (Коран). Ты не знал, что такое Писание и что такое вера (иман). Но Мы сделали его (Писание) светом (нуром), посредством которого Мы ведем прямым путем того из наших служителей, кто пожелает. Воистину, ты на прямом пути – пути Аллаха, которому принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, к Аллаху возвращаются (все) дела» (Шура 42/52-53).
Здесь цитата: «Ты не знал, что такое Писание…» указывает на то, что слово рух (дух) – Коран.
2. Аллах называет рухом — вахий:
«Он (Аллах) ниспосылает ангелов с духом (вахием) по своему велению тому из своих служителей, кого изберет (и скажет): «Предостерегайте тем, что нет божества, кроме Меня. Бойтесь же Меня» (Пчелы 16/2).
Здесь цитата: «Он (Аллах) ниспосылает ангелов с рухом…» указывает на то, что слово рух (дух) – вахий (ниспослание).
3. Аллах называет рухом то, что вдохнул в человека:
«(Вспомни) о той, которая сохранила свое целомудрие. Мы вдохнули в нее (Марьям) от нашего духа и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров» (Анбия 21/91) (см.: 66/12, 32/9).
4. Аллах называет рухом — свое знание:
«(О, Мухаммед!) Они станут спрашивать тебя о рухе (духе). Скажи: «Рух – от повеления моего Господа. Вам из него дано мало знания» (Исра 17/85).
И еще, по традиции слово рух (дух) понимают, как ангел Джабраил, но на самом деле в аяте даже намека нет о том, что речь идет об ангеле Джабраиле:
«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь Кадр! Откуда тебе знать, что такое ночь Кадр? Ночь Кадр лучше тысячи месяцев! В эту ночь ангелы, с соизволения их Господа, нисходят [1] с повелениями (рухами) по каждому делу [2]. Она (ночь) безопасна и благословенна вплоть до наступления рассвета» (Кадр 97/1-5).
К сожалению, больше этой информации о рухе (духе), кроме этих аятов, в Коране нет. А те высказывания о рухе, основанные на мистике и логических умозаключениях, являются безосновательными.
[1]Аллах раскрывает суть этого аята другими своими аятами: «Ха. Мим. Клянусь Книгой, которая всё разъясняет! (Разъясняющая всё до деталей эта Книга очень важна!). Мы ниспослали её (Коран) в благословенную ночь (ночь Кадр), и Мы предостерегаем (предупреждаем) людей. В эту ночь будут распределены все решенные дела. По нашему повелению Мы посылаем посланцев (ангелов) с заданием. Они посланы по милости твоего Господа. Потому, что Он слышит вас и всё видит!» (Духан 44/1-6).
В эту ночь ангелам будут распределены приказы (задания, повеления) и каждый из них, в рамках своего приказа (задания), будет покидать Арш (Трон) Аллаха, чтобы спуститься на землю. Изучая этот аят, нужно обратить особое внимание на выражение «рух» (дух), которое проходит в этом аяте. Подчеркнем, что выражение «рух» проходит в Коране в 20-ти местах и включает в себя целый ряд важных знаний. Выражение «дух» (рух) в данной суре используется (проходит) со словом «амр» (приказ, задание, повеление). Подобное в Коране встречается в нескольких аятах.
К примеру, говорится так: «Они станут спрашивать тебя о духе. Скажи: «Дух – от повеления моего Господа. Вам из него дано мало знания» (Исра 17/85). О том, что нам дано мало знания, об этом говорится в следующем аяте: «Они ничего не смогут познать из Его знания, кроме того, что Он позволит» (Бакара 2/255). А в другом аяте Аллах, образно, указывает на свое знание. Говорит так: «Скажи:
«Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы слова моего Господа, даже если бы мы принесли в помощь ему такое же море» (Кахф 18/109).
«Если бы все деревья на земле стали письменными тростями, а за морем (чернил) находилось еще семь морей, то не исчерпались бы слова Аллаха. Воистину, Аллах могущественный, мудрый» (Лукман 31/27).
Одна часть духа, которая является приказом (заданием) Аллаха, составляет Писание, которое Он ниспослал. Говорится так: «Он направляет ангелов с духом (Словом, Писанием) от себя тому из своих рабов (служителей), кого избрал (и говорит): «Предостерегайте тем, что нет божества, кроме Меня. Берегите себя, остерегаясь Меня» (Нахль 16/2).
Следовательно, ангел Джабраил в ночь Кадр приносил Посланнику Мухаммеду «рух» (знание) с повеления Аллаха, то есть аяты Корана. А в третьем аяте по этой теме говорится так: «Таким образом Мы ниспослали тебе по нашему повелению дух (Коран). Ты не знал, что такое Писание и что такое вера (описываемая в Коране). Но Мы сделали его (Коран) светом (нуром), посредством которого Мы ведем прямым путем того из наших служителей, кого пожелаем (изберем). Воистину, ты тоже указываешь на прямой путь! Путь Аллаха, которому принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, к Аллаху возвращаются дела» (Шура 42/52-53).
«Дух» (рух), который является повелением Аллаха, не является только Его Писанием. К примеру, ангел Джабраил также является «рухом» (духом) и одним из многочисленных ангелов, которые спускаются на землю в ночь Кадр. Например, в случае с Марьям, матерью Посланника Исы (Иисуса), которая не является посланником (наби), ангелы также спускались к ней. А в четвертом аяте по этой теме говорится так: «Он, возвышающий степени, Господь (Владыка) Арша (центра управления). Он дает от себя дух (аят, знание) тому, кого изберет, чтобы он предупреждал о дне расплаты» (Мумин 40/15).
Следовательно, человек, который получил этот «дух» (знание, Книгу), становится сильнее, в любом вопросе может обратиться к Аллаху и находится на Его стороне. Характеристика таких людей приводится в следующем аяте:
«Среди тех, кто верует в Аллаха и в будущую жизнь, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто (ставит пределы) враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Они (уверовавшие) – это те, в сердца которых Аллах установил веру (иман) и поддержал их духом (знанием) от себя. Он введет их в сады, через которые протекают реки, для постоянного пребывания в них. Аллах доволен ими и они тоже довольны им. Это те, которые на стороне Аллаха. Знайте, кто на стороне Аллаха, те и достигнут своих целей» (Муджадаля, 58/22).
Итак, Как видим, все эти аяты, в которых выражение «амр» (приказ, повеление, задание) используется вместе с выражением «рух» (дух), то в этом случае «рух» дух является неким содержанием «амра». И поскольку в ночь Кадр в нутри (в содержании) ниспосылаемых приказов (заданий) были аяты Корана, тогда четвертый аят суры Кадр нужно переводить в соответствии с так:
«В эту ночь ангелы, с соизволения их Господа, нисходят вместе с повелениями (рухами) по каждому делу».
Следовательно, в ночь Кадр, мы должны воспользоваться всей ее благословенностью и больше просить Аллаха, чтобы в отношении нас утвердились положительные вещи. А итикаф в конце месяца Рамадан, когда мы в последние десять дней совершаем больше поклонений, является важным. Поэтому Посланник Аллаха каждый год в эти дни совершал итикаф. И в суре Фаджр (89/2) есть указание на десять ночей, в которые верующие в конце Рамадана пребывают в итикафе…
[2] В тексте проходит «дух» (сходят с духом), что в данном случае значит, что «сходят со знанием и предписаниями» (см.: Нахль, 16/2; Исра, 17/85).
Ваш комментарий